Dorian Gray. Великобритания, 2009. Автор сценария - Тоби Финли (по роману Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»). Режиссер - Оливер Паркер. Оператор - Роджер Пратт. Композитор - Чарли Моул. В ролях: Бен Барнс (Дориан Грей), Колин Фёрт (лорд Генри Уоттон), Бен Чаплин (Бэзил Холлуорд), Рейчел Хард-Вуд (Сибилла Вэйн), Джонни Харрис (Джеймс Вэйн), Эмилия Фокс (леди Виктория Уоттон), Фиона Шоу (Агата), Ребекка Холл (Эмили Уоттон) и другие. 112 мин.
Оливер Паркер ранее экранизировал пьесы Оскара Уайльда «Идеальный муж» (1999) и «Как важно быть серьезным» (2002), причем в «Идеальном муже» сумел усложнить интригу, не испортив, а усилив и заострив парадоксальность конструкции, придуманной изобретательным драматургом. Такие удачи в кино не часты - в большинстве случаев отсебятина сценаристов только уродует литературный материал.
В экранизации знаменитого романа Уайльда Паркер тоже позволил себе некоторые отступления от первоисточника. Отчасти они направлены на то, чтобы сделать более зрелищными готические и гедонистские мотивы книги (разврата стало побольше, вычурного эстетизма существенно меньше). Портрет, отражающий изменения в душе героя, в кадре не только стареет, но скалится и хрипит, что смотрится немного смешно.
Роль и ответственность лорда Генри Уоттона в превращении прекрасного юноши в монстра в фильме усилена. Дориан - это то, чем лорд Генри хотел бы быть, но не осмелился. Разрыв Дориана и Сибиллы Вэйн мотивируется не тем, что Сибилла плохо сыграла на сцене Джульетту, а тем, что вместо театра лорд Генри повел юного друга в притон. Чтобы закольцевать этот мотив сценарист и режиссер ввели дочь лорда Генри - в первой половине фильма Эмили только должна появиться на свет, во второй - она еще одна девушка, влюбленная в Дориана. Дальше события развиваются для лорда Генри по сценарию Риголетто (как уберечь дорогое дитя от распутника?), а для Эмили - по сценарию Синей Бороды (что в таинственной комнате, которую отпирает ключ на шее суженого?).
Позволю себе закончить цитатой, которая может иметь отношение и киноверсиям романа:
«Ради драматического развития моего романа, сэр, нужно было окружить Дориана Грея атмосферой морального разложения. В противном случае роман не имел бы смысла, а сюжет - завершения. Художник, написавший роман, поставил цель оставить эту атмосферу туманной, неясной и удивительной. Я утверждаю, сэр, что он преуспел. Каждый читатель видит в Дориане Грее свои собственные грехи. И о грехах Дориана нам ничего не известно. Тот, кто видит какие-то его пороки, на самом деле привнес их сам».
Оскар Уйальд. Письмо редактору «Шотландского обозревателя», 9 июля 1890 года. (Цит. по: Холланд М. Ирландский павлин и багровый маркиз: Подлинные материалы суда над Оскаром Уайльдом. - М.: ЛБТГ Медиа Паблишинг, 2006. - С. 224).
http://okino.ru/index.php?page=news.details&id=54