«На краю стою»

Jan 17, 2009 20:23

Россия, 2008. Режиссеры - Эдуард Тополь, Рауф Кубаев, Мунид Закиров. Автор сценария - Эдуард Тополь. Оператор - Арчил Ахвледиани. Композитор - Максим Дунаевский. В ролях: Артур Смольянинов, Светлана Устинова, Марат Башаров, Равшана Куркова, Дарья Чаруша (Симоненко), Мирзабек Азизов, Ольга Володина, Фатых Джалалов, Сейлулла Малдаханов, Юлия Панова, Марина Турпищева, Фуркат Файзиев. Производство: ООО «Либра продакшн». Продюсеры - Эдуард Тополь, Алла Махина. 80 мин.

14 января 2009 года в московском кинотеатре «Художественный» прошла премьера фильма Эдуарда Тополя «На краю стою». Известный прозаик и сценарист впервые выступил как продюсер и сорежиссер.

«На краю стою» - история молодого пограничника-контрактника Андрея Стахова (Артур Смольянинов), который служит в вымышленной оффшорной республике Гюльфара, граничащей с Афганистаном, Таджикистаном и Китаем и в силу своего положения ставшей важной развилкой азиатского наркотрафика. Бандиты мстят Андрею за уничтоженные тонны героина, из-за чего он остается кастратом с ампутированными по колено ногами. Но любовь и верность его 20-летней жены Алеси (Светлана Устинова) выдерживает все испытания, а сам Андрей, даже в инвалидной коляске, выслеживает и разоблачает наркомафию, опутавшую и высшие военные чины республики.

Премьера была организована как акция в поддержку российских пограничников. В фойе Эдуард Тополь фотографировался на фоне вымпелов с названиями своих книг в окружении ребят в форме. На сцене автор и сотрудники пограничной службы рассказывали о прототипах главного героя фильма. Было показано видеообращение 37-летнего полковника пограничной службы Сергея Васильевича Вахренова, служившего в Таджикистане, на Камчатке и в Чечне - сейчас у него повреждено 6 позвонков, которые заменены металлическими протезами. Его жена уже в течение 3,5 лет не отлучается от него больше чем на 2 часа - она тоже герой. Генеральный директор продюсерского центра «Либра продакшн» Алла Махина объявила сбор средств для реабилитации Сергея Вахренова.

«Главный кризис, который сегодня переживает мир, - сказал Эдуард Тополь, - это кризис морали, кризис совести. Финансовый кризис - только его следствие… Вы знаете, что правительство Москвы объявило этот год Годом помощи инвалидам. Я хочу высказать свою заветную идею. Если бы с каждой проданной книги в московских книжных магазинах, с каждого проданного билета в кинотеатрах, с каждой проданной бутылки водки в супермаркетах 1 рубль отчислялся на помощь инвалидам и больным детям, мы собрали бы огромные деньги - и это помогло бы нам реабилитировать свою собственную мораль».

Фильм сделан в манере «народного кино», где хорошие герои - это очень хорошие люди, а плохие персонажи - это очень плохие люди. Плохие изображены ровной черной краской без крапинок и оттенков, это персонификации зла, для которых «белая смерть» и таджикский уран - хороший товар, а чужая жизнь не стоит ни гроша. Хорошие - люди, какими они должны быть. У них бывают временные проявления слабости и срывы, но побеждают долг, любовь, дружба и воинская солидарность. У Андрея интуиция на наркотик - когда собаки «умывают лапы», его «нюх» не подводит. Мужество и упорство даже в инвалидной каталке ведут его в самое логово врага, на комбинат, где из овечек выпотрашивают вшитые в им в брюхи презервативы с героином. Единственное, на чем ломается настоящий мужчина - на неспособности удовлетворить любимую женщину. Но тут приходит на помощь коллектив: класс школьников, который носит его имя, во главе с бойкой и умной училкой (Ровшана Куркова) и своя погранчасть во главе с майором Власовым (Марат Башаров), который ради друга не побоится совершить некое должностное преступление. В результате герой получает средства на заграничную операцию, восстанавливающую его мужской статус, и аж целых трех детей - первого мы увидим в кадре, о зачатии второго будет сообщено, а третьего анонсирует предсказание гадалки.

То, что сценарист подыгрывает своему главному герою - нормальная условность многих жанров литературы и кино. Но в данном случае «перебор» производит парадоксальный эффект. Всё это восстановление справедливости настолько вытянуто за уши, что невозможно поверить в то, что создатели верят сами себе. В этом фильме реальна не вера, а страх. Наступление чуждого и непроницаемого Востока, наркоты, насилия, циничного прагматизма масс и коррупции власти - все это соединилось в общей фрейдовской метафоре страха кастрации, и попытка его заклясть, даже хотя бы защитить некие границы, слабо впечатляют. Возможно, не случайно, что все события происходят накануне ухода российских пограничных частей из Гюльфары.

Это ни в коей мере не претензия к игре Артура Смольянинова, к очень сильно и искренне сыгранной роли Светланы Устиновой и остальным исполнителям. Это мое мнение о самой идее и конструкции фильма.

После премьеры мы взяли небольшое интервью у Эдуарда Тополя.

Эдуард Владимирович, как появился замысел фильма?

У меня есть удостоверение отличника пограничной службы, подписанное 12 лет назад начальником погранвойск (тогда они были отдельно от ФСБ), потому что я возил гуманитарную помощь до Курильских островов и Камчатки. До самой дальней заставы я отвез целый самолет гуманитарной помощи. Не один, конечно, у меня были помощники. Я пошел - своих таких денег у меня нету - по олигархам. Они говорили: ну, мы дадим, так все же разворуют! А я отвечал, что сам, лично буду возить. И лично проехал все пограничные заставы за Петропавловском-Камчатским, на Шикотане, на Курилах.

А замысел - это описать трудно… Он рождается, потом развивается…

А как Вы пришли к идее самому режиссировать этот проект?

Я обратился к продюсированию и режиссуре, после того как было испорчено подряд несколько сценариев моих фильмов. Особенно последние, «Монтана» и «Ванечка» - это два аборта.

Вы не могли вмешаться в процесс съемки?

Нет, от меня вообще прятали материал. Дошло до того, что в титрах одного из фильмов я был вынужден подписаться псевдонимом: «Автор сценария - Э. Т. Возмущен».

Я никогда не думал становиться режиссером. Хотя имел возможность, я же учился во ВГИКе. Но когда о тебя вытирают ноги, что еще остается? В кино я около 30 лет, поэтому для меня нет мистики в этой профессии. Я же не собираюсь снимать арт-хаус! Кое-что из того, что вы видели на экране, я снял сам, а кое-что заставлял режиссеров: так надо сделать.

Может, давно надо было взяться. Тогда «Монтана» была бы «Монатной», «Ванечка» был «Ванечкой», и кое-что другое было получше.

Я понял, что должен взять дело в свои руки и позвал режиссера Рауфа Кубаева, с которым у нас были замечательные отношения на экранизации «Красной площади».

У Вас целых три режиссера в титрах…

Начинал снимать и снял значительное количество материала в моем присутствии Рауф Кубаев. Потом он ушел на другой проект, я позвал своего ВГИКовского приятеля, чтобы он помог мне кое-что переснять, доснять, переделать. Он некоторое время помогал, потом уехал. И я уже сам доснимал, переделывал, сидел с монтажером и озвучивал картину. Работал с Максимом Дунаевским. Вот так это случилось.

Где и как долго снимался фильм?

Фильм снимался в Узбекистане, в горах, и был сделан за 40 дней плюс еще 2 дня подготовки.

Когда фильм закончился, Алла Махина сказала, что прототип героя этого фильма на самом деле умер…

Нет, понимаете, это же не «Повесть о настоящем человеке», которая рассказывает об одном конкретном человеке. Герой фильма - собирательный образ, у него было несколько прототипов. И еще много «прототипов» как бы узнали себя в герое, уже после того как фильм был снят. Сценарий основан на реальных фактах, но не на одной реальной биографии. Есть факты борьбы с наркотиками, мести бандитов, «казни» пограничников, есть драматические исходы, есть другие. Вот [Сергей Вахренов] - человек сейчас лежит пластом, и жена его не бросила! 90 кг веса она каждые два часа переворачивает, убирает за ним утку, и это уже три года. Вот об этой верности, о силе русской женщины, которая не только любовница, но и нянька и сделка, я хотел рассказать.

А Вы не думали снять, как она его переворачивает и убирает за ним утку? Ведь это производило бы сильное впечатление.

Нет, мне этого не хотелось снять, потому что вы не выдержите этого.

Выдержим.

На экране вы этого не выдержите, потому что экран увеличивает все в сотню раз. Даже то, что я показал, как режут барана, - женщины в зале закрывают лицо и не смотрят. А если я покажу реально отрезанные ноги… Нет, я не собирался это делать. Достаточно того, что вы увидели.

Что такое хэппи энд? Это надежда. Любовь побеждает, верность побеждает, дружба побеждает. Счастье будет.

Как вы выбрали актеров?

Когда я писал, я знал, что героя будет играть Артур Смольянинов, его жену - Света Устинова, майора Власова - Марат Башаров. Я не был с ними знаком, просто, когда писал, я видел их перед собой. И мы взяли их без проб.

Они сразу согласились?

Ну, еще бы! Они же соображают, что хорошо, что плохо.

Каким Вы видите будущее Вашего продюсерского центра?

Вот книжка - в ней, кроме «На краю стою», еще два сценария - «Ангел с небес» и «Пластит». Есть и еще несколько задуманных проектов.

А чужие сценарии Ваш центр не собирается экранизировать?

Пока нет. Вряд ли. Разве что у меня не останется совсем никаких идей… (Смеется).

Кино

Previous post Next post
Up