В Большом театре я был в последний раз 33 года назад - в 1975 году, 14-ти лет отроду (правда, потом ходил на его гастроли в Новосибирске, в том числе на «Спартака»).
Сегодня получил совершенно неожиданный подарок от
fineto, за который ей бесконечно признателен - билет на генеральную репетицию (в 11 часов) трех одноактных балетов на Новой сцене: Гран-па из «Пахиты» Минкуса в постановке Петипа, «Русские сезоны» Леонида Десятникова в постановке Алексея Ратманского и «Симфония до мажор» Жоржа Бизе в постановке Джорджа Баланчина.
Первые два балета - премьеры. «Пахиту» восстанавливали в исходной версии Петипа и в «имперском облике», с роскошной декорацией и костюмами. Название «Русские сезоны», как комментирует автор, отсылает не к спектаклям Дягилева, а к «Временам года» Вивальди и Чайковского. На сцене шесть пар, одетых в разные цвета, и они воспроизводят определенные моменты земледельческого и православного календаря; в партитуре использованы записи народного пения Русского Поозерья. Постановка Баланчина - квинтэссенция классического балета, сольного и ансамблевого: солисты в черном, солистки и кордебалет в белых пачках, но все костюмы как будто сотканы из жемчуга и света.
Впечатление в целом блистательное. Классический балет в советском варианте был техничным и драматически многогранным, но вот этого лоска (который нельзя назвать только внешним - это самоощущение единства внешнего и внутреннего качества) я в нем не помню.
Сам зал мне понравился. С любого места отлично видно сцену, хорошая акустика. Пол сцены после «Пахиты» перестлали. На плафоне воспроизведены увеличенные эскизы костюмов Бакста для балетов Дягилева, я сидел прямо под Фавном-Нижинским (сейчас стал искать в интернете, оказывается, бакстовский плафон - идея и творение Зураба Церетели…) Народу много, у входа спрашивали лишние билетики. Хотя свободные места были. Публика больше пожилая, чем молодежь. Разговоры балетоманские: «Грачева - ее сразу видно!», «Ребятки хорооошие, я за ними слежууу…» и т. п. Программок не было, но исполнителей прекрасно знают.