Страсти по Евдокии.

Dec 15, 2015 17:47



При очередном переезде откуда-то непонятно откуда, вполне возможно из мифического и высокого шкафа с орлами  выпала потерявшаяся было секретная папка с ненужными в моей логической и материалистичной жизни свидетельствами о смерти, рождении и заключении браков отцовых бабушек, дедушек и прабабушек. Собрала ставшие довольно хлипкими бумажки. Разложила на столе в хронологическом порядке и, вспомнив какого-то симпатичного идиота однофамильца с одного популярного сайта, утверждающего что мы родственники,  принялась искать родство по отчествам понятное дело. Не нашла в роду своего отца ни одного Абрама и, возмутившись до глубины души враньём очередного серцееда однофамильца, выкинула, было, идиота - сердцееда  из друзей. Выкинуть-то выкинула, но... блин... как-то жалко вдруг стало чортова собственница и стала поэтому всех встречающихся тут и там однофамильцев расспрашивать как дура полная как звали их папу, маму, дедушку, бабушку... и так, потихоньку, закатилась моя звезда забрела на сайт госархива Пермские Поколения и - зависла в недоумении так интересно мне вдруг стало, так необыкновенно важно стало найти каждого пусть самого дряхлого и взрослого Гладкова, что я даже Абрама стала согласна в родственники принять, накормить, напоить и придушить  спать уложить.

Со всей дотошностью прошла все списки Гладковых вдоль и поперёк, чтобы найти их (и моё в какой-то степени)) начало. А то твержу за отцом вслед "казаки" дескать мы, а ниче про тех казаков знать-то и не знаю...

И, чтобы разобраться в несуразностях родителей, бабушек и дедушек, а тако же и собственных... отправилась я в путешествие, а именно - в государственный архив Перми. Сначала показалось, что разобраться и выстроить хоть какую-нибудь взаимосвязь между тем или иным Гладковым вообще невозможно, глаз цепляется только за какие-то уникальные сообщения вроде поповского диагноза смерти очередного младенца "от худобищ"...

Так вот грустно  и даже трагически рассыпался вычитанный мною в какой-то умной книге миф о возникновении фамилии Гладковых, как потомков некого  гладкого, упитанного и благополучного... человека. Благополучие, оказывается, рядом не ходило. Ходили рядом с предками диагнозы, сообщающие о большой бедности и крестьянском происхождении.


дальше взгляд мой вцепился в душу запись о том, что крестьянка Токарева взята Денисом Гладковым в брак "из расколу". Стало любопытно. Неужто предки из раскольников?! Впрочем... о раскольниках так и быть признаюсь знаю только, что вредничали перед властью и крестились двумя перстами. Ну, и что? - сразу захотелось заступиться за таких самостоятельных и уже по одному этому таких родных лишенцев. Кто из нас не вредничает, когда к чему -то новому и непонятному, и непривычному да ещё в спину подталкивают? Начала, в общем, не столько искать предков, сколько какие-то новые раскрывающие семейную историю факты.  Семейные линии Гладковых где получались попутно выводила тоже. И вдруг...

... Оп... Удивление. Перед чем я остановилась как вкопанная? Так сразу и не объяснишь... Открытие? Ну, для меня - так вполне открытие. Дело в том, что при попытке складывать родословную, опираешься на мужские линии, ведь нам с вами доподлинно известно, что фамилию при заключении брака меняет законодательно и ментально бесправное существо  женщина. Женские фамилии в документах и свидетельствах моего отца сильно теряются. Но в архиве хоть и редко, а бывает, мелькнёт запись отца девицы или свидетеля со стороны невесты. Вот именно тут и случилась для меня неожиданность и маленькая сказка раскольников... Когда, наконец, я начала вписывать в выстроенные мужские ветки имена жён и включать в родословные девчат, то обнаружила, что в КАЖДОЙ семье Гладковых есть Евдокия.

Вот и всё открытие. Хм... Тут я хитро улыбаюсь. Дело в том, что сосланную в монастырь жену Петра I также звали. Евдокия. А недавно прочитала, что в царской семье Романовых была такая же, как у моих Гладковых традиция - одну девочку называли Евдокия. Пока не могу понять природы этого явления. То ли предки - это стрельцы, бежавшие от расправы Петра вспомнила, как в детстве мальчишек в игре ножички выигрывалаааа вместе с нелюбимой женой Петра Евдокией, то ли поповские дети гладкие поповские детки, что не противоречит первой версии, особенно если вспомнить что именно монастыри опекали невостребованных царских сестёр, жён и дочерей, и попы понятное дело - хитрецы, охочие до политики сочувственники и преданные служаки монарших особ... так и норовили влезть не столько под юбку, сколько на престол и сами  то ли ещчо какая оказия история уже непослушных казаков, к примеру  случилась...  Сейчас всей правды не поднять, конечно.

Поскольку у многих Гладковых не указаны отец ли мать, а то и оба... приходится сопоставлять даты рождения, браков, смерти и даже имена детей.  Увидев, например, как четверо Гладковых, живущих в одно время в починке Игнатьевом назвали сыновей Тимофей, задумалась о том, что они могут быть братьями. А Тимофей, в честь которого назвали мальчишек, мог отличиться в войне с Наполеоном, а мог быть местным попом или дедом по матери.  Теперь ищу того "вояку". Можно предположить, что Косма, Фёдор, Иван и Гуриян Гладковы родственники (братья?) или породнившиеся через браки детей сослуживцы (казаки).

Когда обнаружила, что некоторые дети Гурияна и, похоже, сам он обозначены в соседней деревне ещё и под фамилией Токаревы, задумалась. Потому что в нашей линии, идущей от Козмы,  как минимум два поколения соединились браком с Токаревыми... Деревня же "Токари" лежала посредине их миграции из Большесосновского района в "Бабики".

Получается, что либо мужчины в то время фамилией не особо дорожили, либо как вариант сопровождая  ссыльных по этапу заводили жён и детей в каждой деревне по сибирскому тракту. И в одной деревне это были удмуртские девчата, в другой калмыцкие, в третьей русские понятное дело.  Позже, с 1850 годов появляются и еврейские имена. Интересно, что все дочери Козмы Гладкова  оказались в замужестве Каракуловыми. Тогда как сыновья женились на девицах Токаревых. Таким образом, получается что закреплённые в фамильных ветках сочетания имя/отчество позволяют предположить возможные родственные линии в других фамилиях  по пути их семейной миграции, либо вообще по всему сибирскому тракту. Это заставляет пристальнее вглядеться в созвучные фамилии - Гладких, Глатков, Гладков, Гладкий... и крепко подумать по каким конкретно деревням и в какое время пролегали маршруты казаков - конвоиров и тех же попов... Лично у меня сложилось впечатление, что фамилия Гладких мигрировала "сверху" - то есть от Соликамска и Чердыни вниз к Перми, тогда как движение представителей фамилии Гладков к Перми идёт со стороны Удмуртии и прилегающего к ней  Большесосновского района. Но это на первый взгляд. Потому как есть загадки.



Размышляю дальше. Тогда, в петровские времена, в отчестве окончание "ич" нужно было заслужить от самого царя, это был знак отличия и почти что титул и поэтому у простых людей в церковных книгах писали Иван Козмин сын, а не Иван Козмич.
Не отсюда ли некая оказия и путаница? И если наша ветка идёт от Дениса, а Ефим - это имя отца Дениса, то почему дальше в ветке никто не называет мальчиков Ефим и Денис? Ведь у предков совершенно отчётливо прослеживается традиция называть в честь старшего в роду... Может быть Денис (Ефимов сын, как написано в церковных книгах) не Денис Ефимович? А Денис Ефимов? А фамилия Гладков появилась, к примеру, как вариант для незаконнорожденных деток попа Ефима (сын гладкого, то есть толстого, давшего начало пермской фамилии Ефимовых, к примеру) или стрельца Космы? Хм...

Отцом Ефима Гладкова обозначен некий Косма. Интересно, что эта связка имен Козма-Ефим встречается и в фамилиии Ефимовых.

И вот какое возникает предположение в связи... с этим интересным сочетанием. На границе с Ордой находился город Козьмодемьянск, заселённый после взятия Казани стрельцами ещё во времена Ивана Грозного. Через Казань же идёт Козьмодемьянский тракт. Не с того ли тракта и появилиась та бригада Козьминых, что приспособилась обслуживать царские интересы дальше на Урале и также приложилась к созданию многих пермских фамилий, наряду с погуливающими попами (в моём случае Ефимом)? Одно понятно - деревня Бабики, обозначенная как родина моих предков - крестьян не была начальным или конечным пунктом миграций стрельцов Козьминых и попов Ефимов вдоль сибирского Тракта.

Загадок много. Хоть и кажется, что уже наизусть выучила имена и даты всех Гладковых, но... маленькие открытия и удивления рождают версии,  обрастают сомнениями, исследовательскими восторгами, и даже начинают жить какой-то своей жизнью.. А я пытаюсь найти между ними связь и угадать события, определившие миграцию предков из центра России на Урал.



Пермь и фамилия

Previous post Next post
Up