Хорошая книга и весьма занимательная биография, но дело не в этом. И не в том, что перевод надо было назвать "Жюли Рекамье" или, в крайнем случае, "мадам Рекамье", а "госпожа" это какая-то редкостная языковая кривобокость, биография Данте не озаглавлена "Господин Алигьери", а биография А.Н. Толстого "Товарищ Граф Толстой".
Дело в другом. Я вот задумался - а где биографии российских "госпож" (чтоб языковые редакторы серии ЖЗЛ были здоровы и счастливы) Рекамье? Вначале, грешных делом подумалось, что это нечто сугубо гендерное. Но я думаю, что корень проблемы не только в гендере. Хотя и не без этого. Дело в гражданском обществе. Которое в означенной Франции производило людей, которые считаются достойными биографии, даже если они сами не писали романов и не живописали фресок. Вначале из аристократии, а потом и из третьего сословия. А в российской культуре как-то не очень. Посмотрите список российских дореволюционных (еще одно слово-урод) знаменитостей. Кто там представляет гражданское общество и общественное мнение? Кроме всевозможных купцов меценатов на стыке 19-20 века? В российской культуре человек может, конечно, несмотря на мультавторитеты, прославиться хорошими делами, но чтобы ставить известным, а, тем более, замечательным, есть три пути - а. быть известным поэтом/полководцем/политиком/альпинистом/вышивальщиком крестиком, б. быть членом правящей династии и в. быть освещенным светом нашего всего ака входить в пушкинский круг, он и тут отличился и осветил. И то - даже черноокая Россетти в самовластной красоте не удостоилась собственной ЖЗЛки (в отличие от Василья Львовича, Натальи Николаевны, Абрама Петровича и Арины Родионовны, поскольку оные не есть самостоятельные величины, а только места, где падал свет солнца русской поэзии). А жаль.
И еще. Отвратительная война Наполеона с Жюли Рекамье и Жерменой де Сталь, у которых не было дивизий, типографий, партий, только салон и голос, весьма напоминает некоторые мерзкие поступки современных сильных лидеров и эффективных менеджеров и показывает насколько важно разобраться с бонапартизмом, чтобы лучше понимать современный душный авторитаризм.