СОХРАНИ МОЮ РЕЧЬ

Aug 03, 2020 10:18

Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
За смолу кругового терпенья, за совестный деготь труда...
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
Чтобы в ней к рождеству отразилась семью плавниками звезда.

И за это, отец мой, мой друг и помощник мой грубый,
Я - непризнанный брат, отщепенец в народной семье -
Обещаю построить такие дремучие срубы,
Чтобы в них татарва опускала князей на бадье.

Лишь бы только любили меня эти мерзлые плахи,
Как, нацелясь на смерть, городки зашибают в саду,-
Я за это всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе
И для казни петровской в лесах топорище найду.

  1. Центральный образ стиха - сравнение стихотворения с колодцем, сложенным из деревянных деталей.
  2. "Чтобы" в восьмой строчке - это не причинно-следственная свзяь, "чтобы" это просто фаталистский переход в будущее, как во фразе «Он успел блестяще сдать экзамены в консерватории и даже услышать исполнение своей первой симфонии, - чтобы через несколько недель погибнуть в ополчении под Москвой, где таких же "вояк“ с винтовочками бросили против танков и мотопехоты немцев»
  3. "Как" в десятой строчке это не сравнение, это "как" в смысле "когда", как в древних русских текстах ("как пошел добрый молодец...").
  4. "Татарва", петровские палачи и прочие мерзавцы - это аналогии из русской истории к слову "варвары", ясная аллюзия к современным советским варварам.
  5. "Мерзлые плахи" в девятой строчке это и напрашивающиеся плахи русских казней, но и плахи, из которых сложены колодцы (стихов) .В этом же ряду - срубы и городки (фигура "колодец" в городках).
И наконец - кода - тадаммм

  1. Поэт, конечно же не пытается договариваться с мерзавцами. Наоборот. Вы хотите, чтобы мы все стали вашими соучастниками? Так я стану соучастником казни. Но собственной.
    И для этой собственной казни найду топорище (топорище встает в один ряд с колодцем/срубами/плахами/городками).
         Какое топорище?
         Конечно же "Мы живем, под собою не чуя страны".

Спасибо, исполать тебе, неизвестный мне доселе Григорий Кружков. Чтобы среди тонн словесной руды найти такие статьи, я и читаю критику.

https://magazines.gorky.media/zvezda/2015/4/o-skvoznom-obraze-v-stihotvorenii-sohrani-moyu-rech-navsegda-za-privkus-neschastya-i-dyma.html

СССР, Сталин, Мандельштам, Поэзия

Previous post Next post
Up