Я люблю Таиланд не только за тепло и вкусную еду, не только за общее ощущение расслабленности, замедленности и доброжелательности, но и за то, что здесь легко медитируется. За внезапные приступы блаженства. За наваливающуюся безмятежность. За телесную ясность меня, сидящего на кроксах на берегу, основательно окопавшись в песке.
Это не только курортное очарование, я знаю другие стороны: стихия, котороя не знает пощады; тупое безразличие и непрерывный День Сурка; непрерывно матерящиеся повсеместные соотечественники; жестокость как теневая сторона тайской благожелательности.
Третий год мы проводим часть зимы на острове Панган. Желание возвращаться не уходит.
[многотекста]На Пангане есть еще одна особенность: кроме наркоманов и прочих отттягивающихся фуллмунщиков, здесь присутствуют в большом количестве йога-студии с полным набором практик любого толка - от клизм до art of dying, от gong meditation до erotic dance. Потешаясь над большой частью этого “духовного луна-парка", я, тем не менее, ощущаю себя его частью.
Я развил прошлогодний опыт с контактной импровизацией на Пангане и провел три класса. Конечно, промоушн должен быть другим, но я ради практики, в основном, их делал. Кроме меня было еще два преподавателя КИ на острове, которые что-то пытались делать. Поскольку этот январь был полон дождей и даже тех самых тропических ливней часть занятий внутри тренинга перенесли в под крышу - в студии.
Для меня, как для танцора, хороший пол для танца - одно из оправданий существования цивилизации, наряду с водопроводом и книгами. Я почти не шучу. Танцуя на природной поверхности, мы во многом определены этой поверхностью. Если я уже в контакте со своим движением, у меня есть определенный уровень свободы - это не проблемы, а просто часть спектра возможностей, но осваивать танец, знакомиться с возможностями лучше в более комфортных условиях.
Совмещать танец и отдых с семьей в этот раз было немного сложнее из-за временной плотности. Три раза в день перемещаться по одному и тому же маршруту - я многое понял про себя и conscious routine.
Сам тренинг был построен вокруг трех вопросов: Что меня вдохновляет? Что для меня важно? На что я опираюсь? Телесно это все те же: дыхание, ось (центр), опора (заземление). А в жизненных историях - куча всего.
Приводя примером своего проекта тренинги-путешествия, я понял, что вдохновляет меня здесь больше всего "дух приключений”, то самое “пойди не знаю куда и получи не знаю что”; важным является опыт соприкосновения с “большими" смыслами и переживаниями, а опираемся мы на доверие процессу и разумную ответственность.
И действительно, нельзя предсказать, куда приведет затеянное приключение, но можно оставаться в контакте с реальными процессами и переживаниями, продолжать держать фокус на темах и целях и гибко следовать выстраивающему самого себя по шагам тренингу.
Вот следы на бумаге, некоторые мои заметки из ежедневной практики Meditation-Movement-Writing, сохранившие каким-то образом следы на песке бухты Мае Хад, которые мы оставляли каждое утро:
1 день.
Легко медитируется, как будто третий или четвертый день практики. Спиной чувствуется напряжение, желание оградить и спрятать, отсечь метлы и посуду, разговоры и звуки моторов. Напряжение, сдержанность, сдержанность как противоположность вдохновению. Я вижу как песок сыплется из рук движущейся и сразу же сухие листья начинают падать на нее и других движущихся. И в этот момент появляется привкус красоты происходящего и сдерживание уходит. Оно, конечно, возвращается. Сдержанность- страх, остановка себя, любое выступление - это риск. То, что вдохновляет меня - это смелость, способность выйти из ограничений ради чего-то большего - ради творчества или спасения людей, ради большой идеи или большой красоты.
Хочу танцевать.
2 день.
Медитация под дождем Легкое сжатие. Капли бьют по макушке. Возбуждение, беспокойство, азарт. Позвоночник-ось становятся все устойчивее и стабильнее. Дождь усиливается и я начинаю замечать расстояни между каплями. Рисунок дождя. Я начинаю замечать изменение с звуке - музыку дождя. В дальнем углу шебуршиться мысль: Как там мой айпад? Ось остается устойчивой. Дождь затихает я начинаю чувствовать, как капли стекают по плечам, по спине, по лицу... Что-то уходит, исчезает, очищается.
Простое присутствие в пространстве. Открытое пространство и ясные фигуры в нем. Нет историй (для меня), но есть формы и пространство. Движение рождается из соприкосновения со всем, что вокруг. Оно одновременно мое и больше, чем мое.
Я вижу. Я вижу вас, но больше я ничего не могу сказать. Я не интерпретирую, я не сопереживаю, я иногда восхищаюсь красотой происходящего, но больше всего я просто есть и я свидетельствую то, что есть.
3 день.
*** Я опираюсь на пустоту Мои действия опираются на отсутствие формы Мои слова опираются на тишину Мои чувства исчезают в пространстве Между листьями и птицами
Я опираюсь на боль, Боль ранки на ноге, Боль пробуждения, Боль признания Ограниченности любой формы, Возникающей в этой пустоте, Исчезающей, Всегда исчезающей
Я опираюсь на любовь На бесконечную любовь, создающую этот мир
*** Фигуры, разбросанные в пространстве: Тайцы, собаки, туристы, камни Шум моря то появляется, то исчезает в поле внимания Линия горизонта требует ясности: куда ты идешь? Is time long or is it wide? Время движется вдоль или поперек?
Времени нет, есть переходы между солнцем и тьмой, Между между водой и песком, между дыханием и ветром, между мной и тобой
Звучит колокольчик, отмеряющий время, которого нет
4 день.
*** Стать голосом этого моря Стать голосом этого мира Шумом дождя и ветра Стать голосом этой горы
Победа и поражение Всего лишь повод для песни Ступени к храму и дому К звенящему небу ступени
Небо целует землю Море целует землю Остров - земное темя Время в пол-оборота
Смотрит в глаза пространству Смотрится время в звезды Звезды не знают страха Совсем ничего не знают
Они - письмена и капли, Следы молочного детства Богов покинувших землю Живущих в словах и песнях.
Стать зрителем этого моря Свидетелем этого мира Свидетелем этого танца Глазами для звезд и неба
5 день. History teach us nothing Things are rarely matters Teaching is the way to emptiness To embrace things and emptiness Shanti Shunyata Shshshsh of waves
6 день.
Я смотрю на раненую собаку Я смотрю на упавшее дерево Я знаю свою и твою боль Я живой
Отголоски священного безумия - прыгать в волнах, танцевать под дождем, петь и кричать во весь голос, стать всем...
Является ли природная стихия отголоском священного безумия или его источником? То, что разрывает мое сердце, заставляет вспомнить о его реальных размерах. То, что разрывает мою душу, заставляет вспомнить о том, что любая душа - это Душа Мира.
7 день.
*** Следы на песке Исчезают Почти мгновенно Меняются от любого прикосновения Рождаются вновь и вновь
Я создаю рисунок на песке Свой след в струящемся времени Он исчезает почти мгновенно Я продолжаю его рисовать
Я - рисунок на песке Перемещение песчинок Освобождаю место для красоты и пустоты
Я исчезаю почти мгновенно Я - танец
8 день. *** Черный пес пиздеца и рыжий пес охреневания Ясно показывают Насколько я далек от природы Будды Омраченность сознания хватает за плечи и горло Океан продолжает свой бег и шум Не заботясь о природе моего сознания Редкие просветы в облаках тоже показывают мне что-то Но черный пес пиздеца лежит прямо передо мной Мокрый и вонючий Простой
*** Я размышляю о хрупкости. После сложных событий и чувств я начинаю ощущать себя хрупким, не драгоценно хрупким, а ломким и слабым. Я смотрю на людей и тоже вижу их хрупкость.
Что я могу сделать с ней?
1. Ничего, принимая ее частью мира, который всегда больше моих представлений о нем. 2. Найти место для этой хрупкости - музей, сокровищницу, тайную кладовую. 3. Разбить то, что хрупко, и собрать что-то другое. 4. Окружить эту хрупкость мягкостью и твердостью, усилить противоположности. Знать что, я могу отпускать и отпускать: тело - в движение, цветок - по волнам, фонарик - в небо, человека - куда он идет. Видеть мягкость и отпускание в дыхании, в мокром песке, в кокосовом масле на коже. Знать о твердости: стоять на песке, когда волны приходят и уходят, продолжать делать то, что важно, опираться на камни. 5. Дополнять хрупкость соседними качествами. Пусть это будет упругость. Пусть это будет нежность. Видесть как ветка склоняется под ливнем и распрямляться вновь. Видеть 100500 оттенков розового в закатных облаках. Чувствовать нежность прикосновения. Чувствовать упругость кожи и мышц. 6. Что-то еще.
9 день. *** Рядом с тобой мне хочется быть мягче Стать для тебя подушкой Сухим и удобным пляжем
Рядом с тобой мне хочется быть смелее Стать для тебя ветром, Обрывом, флагом на рее
Рядом с тобой мне хочется быть больше Раскрыться ладонями пальм И облаками тоже
Рядом с тобой мне хочется быть смешнее Праздновать свою глупость Не смущаясь и не потея
Рядом с тобой мне хочется просто быть Дышать, обнимать, смотреть, Видеть, делать, любить
10 день.
Fin. Finita. Финал.
Fin - это плавник большой рыбы, невидимой с поверхности. Я опускаю лицо в воду. Волны захлестывает глаза и нос.
Где-то под водой большая рыба помахивает плавником. Завершение уходит под воду, Соленую воду слез.
Рыба, которую не догнать и не поймать. Если догонишь, она становится трупом и превращается в жаркое.
Красота и печаль как две большие рыбы Машут друг другу плавниками. Fins - две ласты делают один гребок.