Aug 17, 2011 22:58
Второй месяц инспекции библиотечных завалов третьего этажа. Поднимаюсь каждый раз, как в аварийный забой. Добыча сегодняшнего дня - два картонных чемодана театральных программок. Чемоданы примерно того же трофейного времени, что и программки, изданные Московским Объединением театрально-зрелищных касс.
1. Программка без выходных данных - последняя страница с датой подписи в печать отсутствует. На что "уликовая парадигма", как не на все случаи жизни? "Корсар" Адана и Делиба в постановке Московского музыкального театра имени Народных артистов СоюзаССР К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Ага. Конрад - М.Лиепа за дарственной подписью самого Мариса-Рудольфа Эдуардовича. Угу. Перебрался Марис Лиепа из Риги в Москву по приглашению Майи Плисецкой в 1956-м году и четыре года отработал на сцене Театра Станиславского, прежде чем поступил в Большой театр. Значит, программка не позже 60-го года. До моего рождения. Значит, и автограф не мне, и не я смотрел "Корсар" с Лиепой и Власовой. Жаль.
2. Программка того же времени с концерта народной артистки СССР, лауреата Сталинской премии В.В.Барсовой. На первой странице пространное обращение Барсовой, по случаю 10-летия всемирного движения за мир награжденной Почётной грамотой Советского Комитета защиты мира. Мульти-культурализм советского образца:
"Уезжая на праздник Пражской музыкальной весны, я туда повезу наш неустанный призыв к дружбе, солидарности, к борьбе за победу света над мраком, добра над злом. Почётная награда Советского комитета защиты мира придаёт мне ещё больше сил.
Пусть торжествует мир на все земле! Пусть будут созданы песни, достойный великой дружбы народов. С радостью мы - работники искусств - пропоем их на весь мир".
3. Filmwoche Tabu? Lesbisch-schwul & transgender in Russland. 19 bis 25 November 2007. Кино "Крокодил". Берлин. Это мои встречи с прекрасным. Хоть и под Барсовой лежало. Надеюсь, ей было приятно это соседство. Немецкие тексты к кино-показам написаны Андреасом Штрофельдом и переведены им на русский, у которого язык на слух прекрасный, а на письме изобилует смешными казусами стиля и синтаксиса:
Лебединое озеро. Зона. Украина-США. Канада-Швеция, 1990. Режиссёр и оператор: Юрий Ильенко. Сценарий: Юрий Ильенко, Сергей Параджанов.
"Лебединое озеро. Зона - последний сценарий Сергея Параджанова. Он практически по кадрам нарисовал режиссёрский сценарий своему коллеге и соавтору по предшествующим постановкам, среди которых знаменитые "Тени забытых предков", Юрию Ильенко. Режиссёр и оператор Юрий Ильенко воплотил этот замысел. Так родился фильм "Лебединое озеро. Зона". Гениальный режиссёр и художник Сергей Параджанов снял за свою творческую жизнь восемь фильмов и написал четыре сценария. С 1969 по 1984 год великому режиссёру не давали постановки. В конце 1973 года противостояние свободолюбивого художника - говорившего и делавшего то, что чего он хотел и считал нужным, закончилось обвинением в гомосексуализме и торговле иконами и заключением в лагере. 17 декабря 1973 года Сергей Параджанов был арестован по обвинению в мужеложстве с применением насилия (статья 122, части 1, 2 Уголовного Кодекса Украинской ССР) и распространении порнографии (статья 211) и направлен в Лукьяновскую тюрьму Киева.
<...>
В своём последнем сценарии Параджанов поёт гимн братской мужской любви, которая вырастает в зоне между ментом и зеком. Вырастает там, где правит бал сборище воров, торбохвостов, картежников".
Не знаю, как кто, а я бы многое отдал, чтобы быть свидетелем венского вальса на балу воров, торбохвостов и картежников...
4. Январь 2008-го года. Программка с концерта Маурицио Поллини. Мы так с егмг были увлечены друг другом эти 10 дней в Риме - летом посреди зимы, что Поллини просвистел с первым концертом для оркестра и рояля Брамсом, как фанера над Парижем. Даже страшно подумать, что же это были за страсти такие, что от Поллини в памяти осталась только программка - свидетельство любви, ввинтившей нас друг в друга без зазоров...
русский как иностранный,
петербургский дневник,
театр-кино,
родовое гнездо