(Untitled)

Sep 10, 2008 14:25

О комммуникативной компетентности и вменяемости

Диалоги, участником которых я становлюсь на улицах и в заведениях Петербурга, чаще всего сводятся к фантазматическому обмену следующего типа:

Я: Скажите, пожалуйста, как удобнее отсюда пройти к шестой Красноармейской ( Read more... )

философия языка/лингво-философия, функциональная лингвистика, cognitive studies, петербургский текст

Leave a comment

Comments 35

holrich_holl September 10 2008, 12:52:40 UTC
А я всё думал, кто же является истинным потребителем информации... Теперь знаю - язык )

Если рассуждать, скажем, по Выготскому, то достаточно установить нужные драйвера для конкретной операционки - и всё заработает )

Reply

gippius September 11 2008, 13:10:52 UTC
Ну посмотрим, неплохо бы хоть что-нибудь установить, чтобы работало. Просто вызывает недоумение, как на таких софтах эта и так по определению неповоротливая государственно-бюрократическая машина ещё не дала дуба:) - Если в самых своих основах этот язык обходится без двух вещей, обеспечивающих жизнеспособность любому из языков: без намеренной языковой игры и стихийного языкового творчества.

Reply


inka_btch September 10 2008, 13:54:48 UTC
мне еще очень нравится ответ на вопрос, свежий ли товар - "да. сегодня привезли". я неутомимо объясняю, что СЕГОДНЯ могли и тухлятину привезти.

люди не хотят вникать. весь речевой напор продавцов нацелен на действие "впихнуть, не напрягаясь", поэтому часто отвечают неадекватно, но с обязательным понуждением к приобретению..

при чем, почему-то я такое пока только в россии видела. на востоке (египет, кавказ и т. п.) тебе могут просто сильно преувеличить достоинства товара. на западе народу просто пофиг, купишь ты или нет. по крайней мере, продавцы как будто на твоей стороне - объясняют все но без напора и алчного огня в глазах.

Reply

gippius September 11 2008, 13:06:58 UTC
люди не хотят думать. думать значило бы невозможность здесь жить и выживать. думать и одновременно жить могут совсем немногие здесь.

Reply

inka_btch September 11 2008, 13:20:45 UTC
да. а вот почему?

Reply

gippius September 11 2008, 13:47:49 UTC
не вижу ничего, кроме классической психологической схемы: травма-защита. в основе которых - принципиальная невозможность влиять на и менять глобальные общественно-политические конфигурации языка, носителями которого эти люди являются. защита становится пролонгированным вытеснением множественных символических рядов, многоверсивности мира. на месте символической многозначности - нечто идеально-фантазматическое. хотя, что интересно, можно наблюдать и возратный процесс - общественную символизацию и консолидацию отдельных фантазмов. язык вовзратно принимает те фантазмы, что может принять. как правило, речь идёт о различных версиях глянца и соответсвующем психотипе личности.

Reply


xaider September 10 2008, 14:12:59 UTC
под такие исследования необходимы хорошие денежные ресурсы

Reply

gippius September 11 2008, 12:26:58 UTC
в связи с последними событиями в южной осетии будут давать, думаю. здесь как не было, так и не будет денег на социальное развитие. ни общество, ни тем более власть не заинтересованы в развитии внутреннего информационного рынка.

Reply

xaider September 14 2008, 20:13:16 UTC
вот такую книгу о здоровой пище я придумал, что бы утереть нос Сталину!

Наша Русская Кухня

и что бы там все блюда были проверены лингвистами на предмет русскости и может найдено несколько утерянных рецептов по примеру того как было доказано что водка не польская, под такое дадут денег?

Reply

gippius September 15 2008, 07:51:04 UTC
под такое дадут и здесь, что-нибудь вроде Фонда эффективной политики:)

Reply


dzenn September 10 2008, 16:09:42 UTC
что характерно: тексты воспринимают так же! Т.е. в ситуации, когда ответ сразу не нужен; можно перечитать и информацию усвоить. Ан нет.

т.е. получается, что для русского языка характерны черные дыры и белые пятна. Интересно было бы понять, насколько они индивидуальны, или есть какие-то конструкции, которые не воспринимаются в принципе (независимо от уровня образования причем).

впрочем, не до конца понятно, является ли это языковой проблемой, или проблемой социализации.

Reply

gippius September 11 2008, 12:59:43 UTC
черные дыры и белые пятна смысла - кажется, дело в элементарном вытеснении. причём на такие уровни, что с первого и второго раза не докопаешься. коллективные травмы простого факта проживания в этих местах, в этом языке предопределяют персональные акты невменяемости. это именно что массовый психоз, находящий защитный выход в индивидуальных конфигурациях нежелания видеть ничего вокруг, кроме собственных фантазмов. попробуйте задать один и тот же вопрос, обладающий простым смыслом и предполагающий такие же простые реакции, для начала десяти случайным прохожим - получите симптоматично до абсурда разные ответы. причина - в отсутствии развитых социальных кодов, оптимизирующих элементарную коммуникацию. и улыбаться, таким образом сообшая окружающим о своих неагрессивных намерениях, тоже не научились. напротив: идущий тебе навстречу так и норовит скорчить какую-нибудь рожу пострашнее, чтобы было очевидно: "не подходи, ничего хорошего тебе не обломится, я крайне опасен, если что". улыбаются только в специально отведённых для этого местах на ( ... )

Reply

dzenn September 11 2008, 13:45:00 UTC
социализация еще очень связана с оценкой поведенческих актов (не только речевых), причем оценка может быть не только языковой, но и просто в эмоциях. Но поведенческие акты гораздо жестче регулируются (родителями, обществом, милицией), поэтому человек получается зажатым в действиях, и, видимо, выносит этот комплекс в область языка: раз в действиях ему почти ничего не дают сделать (оденешься "не так" - сразу нарвешься на жесткие оценки), то он начинает выэтываться в речевой коммуникации.

Reply

gippius September 11 2008, 15:01:01 UTC
"не только речевых"

вот видите, как полезно уточнить терминологию. мы в разных традициях с разными объемами одного и того же слова говорили:) я под речью понимаю даже молчаливый жест. впрочем, сути дела не меянет.

согласен, да: вся эта коммуникативная "тупость" часто связана с необходимостью канализировать социально-неприемлемое поведение. а то, что в таких жёстких системах, как эта, мало какое поведение приемлемо, - только усугубляет положение вещей. так ведь нет же, либерализация социально-языковой сферы - это почти ругательство. как результат, на выходе из группового потребления языка - буйство фантазма или, как это называют в другой языковой традиции, "загадочная русская душа" - результат постоянного общественного прессинга, результат такого режима языкового пользования, когда охранительные функции языка оказываются едва ли не единственно значимыми в социальном пространстве. полицейским государство это было, полицейским и осталось. а сейчас ещё и подреставрированно полицейским.

Reply


ginny_joyce September 10 2008, 20:16:15 UTC
о, какие диалоги:)
рост недуманья, значит. грустно

Reply

gippius September 11 2008, 13:04:04 UTC
Усыханье не языка, а мозгов, как говорил покойный Д.С.Лихачёв. Оно продолжается, ага. Недоумение вызывают только поистине бескрайние возможности языка. Казалось бы, давно уже этот проект языковой дебилизации должен был бы навернуться каким-нибудь помпезным фейрверком, сметая на своем пути пограничные языковые строи. Нет ведь, и это удивительно.

Reply


Leave a comment

Up