Sep 05, 2008 15:05
Один из самых серьёзных недостатков аффектной (спекулятивной) теории музыки заключается в следующем: аффект полагается как нечто, что превосходит ожидания от музыкального произведения, а следовательно, как нечто, что превышает авторские и слушательские импликации; между тем, аффект в стороннем наблюдении часто предстаёт именно что фиксацией на одном и том же. Уже не говоря о сознательной работе по доведению себя до аффекта в известном месте на известный раздражитель. То есть так называемый аффект может быть вписан в более широкую функцию - ритуально-коммуникативную, требующую воспроизведения аффекта. Все эти "мурашки по коже", "холодок по спине", "комок в горле" и пр. (Слобода:1991, связывающий каждое это переживание со своей музыкальной фигурой, нисходящими секундами, например), часто безразличные к музыкальному качеству, из раза в раз могут происходить на одном и том же месте по отношению к одному и тому же музыкальному объекту. То же самое имеем с любым другим индексом, в том числе болевым. Сколько бы вы ни прикладывались бревном к чужой голове, эта чужая голова будет дёргаться примерно одним и тем же образом в ответ на примерно одно и то же воздействие.
Я, в общем, к тому, что не следует забывать, что выражения эмоций - конвенциональны, а аффект есть нередко высшее выражение этой конвенциональности - "истерику заказывали?".
физиология музыки/эпистемология пустоты