(no subject)

Jun 13, 2008 04:29

Берлинские картинки

В ходе вечернего моциона вокруг озёра (=воскресный вечерний коктейль у иных) было обнаружено три когнитивных несуразности: сад для слепых - внутренняя часть парка, обнесённая забором, с лестницами, обустроенными специальными поручнями белого цвета; приятная на вид пьянь, на высокой скорости нарезавшая круги с песней "Шумел камыш, деревья гнулись" и время от времени прерывавшаяся на замечания музыковедческого характера, обращённые себе; умопомрачительной красоты панки, вышедшие к воде с целью подсобрать денег у гуляющих, со специально обученной собакой, танцующей на задних лапах. На "мелких денег нет" последовало "большие тоже подойдут". На что собачка поддакнула, протявкав заветные три раза...

В Институте Макса Планка дали концерт: "Физиология Клавира-II". Зря они это называют музыкой. Т.Ф. права: никакая это не музыка, а "искусство звука". Соответственно, и физиология не музыки, а отдельного от истории музыки звука. Ну не опознаётся ничего в музыкальном тексте, что могло бы образовать умозрительно непрерывный исторический ряд переходящих от автора к автору форм. Нет там автора. Нет автора - нет и музыки. Автор ведь является всей историей события, которое он представляет. Нет истории - нет автора. Автор убился апстенку. Зато есть модель анонимной Природы - отвлечённый от воли человека компьютер, компьютерный звук, наобум отвечающий исполнителю серией непредсказуемых для слушателя и исполнителя реакций и влияющий на характер исполнения пианистом записанного в нотах текста. Доминирует анонимная сила, подчиняющая себе желания и устремления сошки малой. Красивое снятие противопоставления бездушной Машины - офигительно какой живой Природе, устраняемое через кабели, подведённые к роялю. Другое дело, что то же самое в прошлом году показывали на международной конференции в Берлине "Математика и музыка". Отличить то, что было тогда, от того, что было позавчера, не представляется возможным. При хорошей, если не сказать прекрасной, музыкальной памяти не запомнил практически ничего. Одноразово и невоспроизводимо. Но удобно, конечно. Можно отключиться и предаться медитациям на заранее определённые темы. Поглядывая сквозь звукоизолирующую стенку-стекло в мир, там лес шумит, там люди ходят, русалка на ветвях повесилась, грузовик проехал, студенты прошли, что-то жарко обсуждая. И всё это безмолвно, как в немом фильме. И совсем не страшно, никаких звукоизолирующих фрустраций. Никаких ансельмов, золотых горшков, никакой серпентины и прочих гофманов. Хотя русалка с поникшим хвостом, конечно, отдавала в зелень уже не Природы, а культуры усопших...

Хороший пианист Флориан Хёльшер. Не раздражает. О телесности в музыке говорит, как поёт, а играет, как будто молчит. Только электроника напоминает, что Природа есть. И нам её замысел мало того что непонятен, он непредсказуем и непостижим в этой своей непредсказуемости. Числа, к счастью, ещё не научились описывать живые эмоции.

Было там произведение Оливера Шнеллера "Пять воображаемых пространств" (2001-02), для клавира и электроники. Работа с физическими параметрами пространства, даннымм в восприятии. Это рассечение пространства движением звуковой волны, отражающей реконфигурированное тело слушателя как физический объект. Чистая абстракция, призванная заколдобить слушателя открывшейся перед ним красотой не-сущего. Кайф, я заколдобился уже на второй части "Raum-Riss", а расколдобился только на бокале вина в перерыве...

музыкальные рецензии и мнения, берлинский дневник, физиология музыки/эпистемология пустоты

Previous post Next post
Up