Венеция.
Что первое рисует вам воображение? Площадь св. Марка с собором и колокольней, мост Риальто или каналы с растущими из них домами?
Крупнейший центр нефтехимической, химической промышленности и транспортной логистики (наливные, насыпные и генеральные грузы, контейнерные перевозки).
Да, трудно связать слова "высокотемпературный крекинг" и "Венеция".
Кратко о ситуации до 20 века:
1. Самое главное, из которого следуют остальные пункты: уникальная градостроительная особенность - отсутствие земли. Все коммуникации осуществляются по воде, улица=канал. Редкие участки, которые лишены выхода к воде считаются захудалыми/бросовыми, застраиваются совсем нищими или хозяйственными сараями.
2. Отсутствие римских корней - это необычайная особенность для итальянских городов. Полностью средневековый город (первые городские поселения - 6 век)
3. Никогда не было феодального строя (за отсутствием самого феода) и крепостного права (некого было закрепостить, впрочем на материке, где были крестьяне, крепостное право отменили тоже очень давно, в 13 веке. самостоятельно проведи сравнение с Россией). Венеция всегда была республикой, должность князя (duca, дож) выборная и половым путем не передавалась. По своей сути, город - гигантская торговая корпорация.
Венеция не выдержала наступления Нового времени и в дальнейшем существовала в статусе крупного провинциального центра разных государств.
После объединения Италии в 19 веке, встал вопрос давно назревших (даже перезревших, Италия в этом вопросе отставала от всей Европы) градостроительных преобразований старых городов под нужды современных реалий стремительно надвигавшийся технической революции.
В городах были созданы "комиссии по урегулированию", в результате деятельности которых сносились старые крепостные стены, душащие города, а через центры прокладывались прямые широкие улицы.
И вот тут особенность Венеции обернулась то ли добром, то ли злом. Как либо перестроить город не возможно - по итогу вся новая градостроительная деятельность была перенесена в материковые пригороды. Это крайне негативно сказалось на экономике и демографии островной части, зато город сохранился до наших дней без изменений.
Отступление: В Венеции таки успели прорубить две новые улицы с говорящими именами Strada Nova (Новая улица) и Calle Larga XXII Marzo (Широкая улица), и организовали площадь Campo Manin (путем сноса старинной церкви). + на намыве построили порт + в 1930-е открыли автомобильное шоссе Венеция-Падуя. Вот и все.
Таким образом все градостроительные эксперименты бурного 20 века происходили на материковой части. Вот туда и перенесемся
Новый порт, подключенный к железной дороге построили в 1904 году. Там было несколько вариантов размещения: с юга, с севера. Остановились на дешевом - с запада.
Через несколько лет стало очевидно, что мощности порта исчерпаны, намывать новую землю экономически невыгодно.
Новый порт построили на месте материкового поселка Маргера в 1917 году.
Обратите внимание на затейливую планировку жилого района
Это популярный в те годы Город-сад.
Жилые дома концентрировались вокруг центрального ядра, состоящего из церкви, рынка и дома культуры. Дома строились по новейшей концепции, на больших участках с обязательными разрывами.
Город-сад Маргера, 1930-е
Потом, как водится пыл угас, застройщик обанкротился и идея не была доведена до конца. Новое жилое строительство сконцентрировалось в Местре.
Делать в Магрере нечего - скукота. Единственный интересный момент - можно посмотреть на католические церкви 20 века. Россия по идеологическим причинам была лишена этого интереснейшего опыта.
Во время второй мировой войны Магрера и Местре подверглись бомбардировке.
Целью была промзона и жд-инфраструктура, но и самим городам досталось.
1944 год, следы от бомбардировки.
Довоенный вокзал (типовой проект)
Послевоенный вокзал (тоже типовой)
Церковь Лурдской Богоматери (Chiesa di Santa Maria di Lourdes) до разрушения.
Сегодня
Послевоенный кризис, передел карты Европы, миграция огромного количества людей, взрывная урбанизация - все это подталкивает к поиску новых градостроительных решений. И вы знаете каких, дорогие мои читатели - в отечественной практике называется "микрорайон".
В 1951 году в рамках генерального плана Местре подготовлен проект нового района - поселка Святого Марка (Villaggio San Marco).
К югу от Местре, между двумя каналами и автомобильными набережными, рассредоточено располагались восемь жилых кластеров, состоящие из двухэтажных таунхаусов и центрального четырехэтажного здания с объектами бытового обслуживания. Весь район разделял бульвар Св.Марка без автомобильного движения (троллейбус и пешеходы), вдоль которого выстраивались высокие точечные дома (предполагалось 11 этажей, но реализовали 8) и объекты районного значения (церковь, ПТУ, школа, гараж).
Все это должно было утопать в зелени и с минимальным количеством автомобилей.
Делать там тоже особо нечего, но пару кадров из гугла покажу для наглядности.
Так как там нет нормальных улиц, проезды называются "двор" (напр., Corte Mirandolina).
Красная загогулина справа - это велопешеходный мост в парк.
Двор
Бульвар Св.Марка.
Теперь вместо троллейбуса трамвай, слева церковь, и я впервые вижу итальянский город в котором есть воздушная ЛЭП.
Перенесемся в центральную часть Местре.
Недалеко от площади Ферретто находится центральный транспортный узел Местре.
Отступление.
Во дворе Никольского рынка, который хотят преобразовать из парковки в общественное пространство, выставлены работы молодых архитекторов-градостроителей.
Идея коллектива «Команда урбаники» в изучении градостроительного наследия итальянских городов с их практикой обустройства площадей.
За идею - «отлично», за реализацию - «неуд».
Давно подозреваю, что в урбанистику набирают хипстеров с добрым сердцем и горящими глазами, но с полным отсутствием хотя бы общегосударственного начального образования.
В данном случае, команда урбанистов не смогла открыть Гугл и проверить наименование площадей.
Во Флоренции площадь называется Piazza della Santissima Annunziata, в Венеции - Campo Santa Margherita и Венеция по-итальянски пишется иначе, в Местре - Piazza Ferretto (никакой приставки Santa).
Центральную площадь переименовали в 1945 году в честь Ерминио Ферретто, итальянского патриота, партизана, члена коммунистической партии. Его партизанский отряд освободил Местре от немцев, сам он к сожалению до этого момента не дожил, был убит незадолго до освобождения города.
Партизаны на площади Ферретто, апрель 1945 года.
Центральный пересадочный узел.
Здесь пересекаются маршруты автобусов и трамваев.
Под электронным табло прекрасная навигация
Трамвай в Венеции колесный с единственным рельсом.
Стрелка выглядит так
В створе трамвайной улицы можно наблюдать старинный монастырь капуцинов.
Монастырская церковь является войсковым храмом для альпини.
Альпини - итальянские горные стрелки.
Вы наверняка видели их на улицах во время патрулирования.
Однажды я даже попытался сфотографировать их около собора св.Петра в Риме - у них очень необычная (я бы даже сказал несерьезная форма) и впечатляющих размеров бронированная машина (размером с полноценный дачный домик). Понятно, что попытка провалилась - альпини сразу заметил и пригрозил пальцем, хорошо что не винтовкой.
Отличительной форменной особенностью являются шляпа, перышко и помпон.
Понятно, что такая шляпка не спасет даже от снега в Альпах (неговоря уже о пуле), поэтому в настоящих боевых действиях они носят современное обмундирование (перышко и помпон при этом на месте - это святое).
Главной святыней войскового храма является икона Madonna del Don Богоматерь Донская.
История чудесного обретения иконы - во время форсирования Дона в Воронежской области в разрушенном деревянном доме солдаты нашли икону, помолились и передали ее полковому священнику.
В январе 1943 года в Сталинградской битве 8-я итальянская армия и 10 дивизий альпини были полностью разгромлены.
После войны икона оказалась в Местре, для нее изготовили драгоценный оклад (14 кг серебра) и в 2002 году официально объявили защитницей альпини.
Икона Madonna del Don
Не путать с Донской иконой Божией Матери, в православной иконописи такое изображение называется Умягчение злых сердец.
Церковь Пресвятейшего Сердца Иисуса.
Основана при монастыре Братьев Меньших конвентуальных (францисканцев), 1971 год, архитектор Adriano Galderisi.
Францисканцы обладают художественным вкусом и построили красивейшую фантастическую церковь!
Проектная модель
Что с современной архитектурой (из 21 века)?
В прозоне Маргеры задумали построить первый небоскреб в Венеции “Venus Venice”.
22 этажа, 100 метров высотой, 80 млн. евро бюджет, гостиница, торговый центр.
Новость от 2018 года. По-моему все заглохло.
На этом рассказ о Местре заканчиваю, сажусь в электричку и еду в островную часть лагуны.
Венеция!
Список использованной литературы:
https://www.mestreantica.it/https://www.parrocchiasacrocuore.net/https://boris-mavlyutov.livejournal.com/246152.htmlhttps://ilnuovoterraglio.it/sorgera-a-marghera-una-grande-torre-alta-cento-metri/