Берлинский метрополитен и городская электричка. История.

Nov 17, 2019 16:16




Пожалуй в мире нет подобной драматической истории городского транспорта, как в Берлине.


Начиналось все, как и в других городах Европы.

Экспериментальный эстакадный участок метро открыли в 1902 году, городская электричка запущена в 1924 году (путем электрификации существующих железных дорог).

Электрификация железной дороги, Берлин, 1910-е:




Затем последовал этап бурного развития системы внеуличного скоростного транспорта столицы: строительство тоннелей под центром города (как для U-Bahn, так и для S-Bahn), унификация ширины колеи и подвижного состава.

К 1940-м сеть S-Bahn имела длину 300 км, U-Bahn - 80 км.

Во времена национал-социалистов две станции метро были переименованы: "Рейхсканцлерплац" стала называться "Адольф-Гитлер-Плац", "Шёнхаузер Тор" - "Хорст-Вессель-Плац".

25 апреля 1945 года движение транспорта остановлено по причине разрушения электростанций.
2 мая 1945 года подземные участки метро и электричек затоплены в результате взрыва тоннеля под Ландвер-каналом.




Тут версии произошедшего расходятся.
Версия 1, которую нам всем рассказывали в школе и которая совпадает с исторической справкой предприятия S-Bahn (https://sbahn.berlin/das-unternehmen/unternehmensprofil/die-historie-der-berliner-s-bahn/):

Am Morgen des 2. Mai 1945 sprengten die Nationalsozialisten unterhalb des Landwehrkanals die Stahlbetontunneldecke des Nord-Süd-S-Bahn-Tunnel, die auf einer Länge von fast hundert Metern zerstört wurde. Das Wasser brach ein und ergoss sich vom Anhalter Bahnhof, über Potsdamer Platz bis hin zu den Bahnhöfen Unter den Linden, Oranienburger Straße und Stettiner Bahnhof (der heutige Nordbahnhof). Am Bahnhof Friedrichstraße gelangten die Wassermassen auch in das U-Bahn-System. Zahlreiche Menschen, die in den Bahnhöfen Schutz vor den Kriegshandlungen gesucht hatten, ertranken.

"Утром 2 мая 1945 года национал-социалисты взорвали железобетонное перекрытие тоннеля скоростной железной дороги Север-Юг под Ландвер-каналом, уничтожив его на протяжении ста метров. Потоки воды разлились от станции Анхальтер, через Потсдамскую площадь до станций Унтер-ден-Линден, Ораниенбург-штрассе и Штеттинер (ныне Северный вокзал). На станции Фридрихштрассе поток воды также достиг системы метро. Многие люди, которые искали убежища на станциях от зверств войны, утонули."

Версия 2. 2-я штурмовая инженерно-сапёрная бригада при 8-й армии генерала В. И. Чуйкова взорвала тоннель, проходящий под Ландвер-каналом в районе Треббинерштрассе, чтобы окончательно подавить упорные очаги сопротивления противника.

"В районе Ангальтского вокзала противником широко использовались тоннели, входы и выходы метро для маневра живой силой и нанесения неожиданных ударов по нашим частям. Трёхдневные попытки частей 29-го гвардейского стрелкового корпуса уничтожить противника в метро или выбить его оттуда успеха не имели. Тогда было принято решение затопить тоннели, подорвав перемычки и перекрытия метро на участке, проходившем под каналом Тельтов. В ночь на 1 мая взрывом 1800 кг ВВ, уложенного на козлы под перекрытием метро, был образован большой пролом, куда хлынула вода из канала. В результате затопления тоннеля противник был вынужден стремительно бежать, понеся значительные потери. Обрушение тоннелей и коллекторов подземного городского хозяйства с целью воспрепятствовать маневру живой силы противника под землей широко проводилось и на других участках города." - Н.И. Никофоров, «Штурмовые бригады Красной Армии в бою».

Касаемо количества утонувших:

"Сведения о количестве жертв различны - от пятидесяти до пятнадцати тысяч человек… Более достоверными выглядят данные о том, что под водой погибло порядка ста человек. Конечно, в тоннелях находились многие тысячи людей, среди которых были раненые, дети, женщины и старики, но вода не распространялась по подземным коммуникациям слишком быстро. Более того, она растекалась под землей в различных направлениях. Безусловно, картина наступающей воды вызывала в людях неподдельный ужас. И часть раненых, равно как и пьяных солдат, а также мирных жителей, стали её неизбежными жертвами. Но говорить о тысячах погибших было бы сильным преувеличением. В большинстве мест вода едва достигала полутораметровой глубины, и у обитателей тоннелей имелось достаточно времени, чтобы эвакуироваться самим и спасти многочисленных раненых, находившихся в «госпитальных вагонах» рядом со станцией «Штадтмитте». Вполне вероятно, что многие из погибших, чьи тела впоследствии поднимали на поверхность, на самом деле умерли не от воды, а от ран и болезней ещё до разрушения тоннеля." - Энтони Бивор, "Падение Берлина. 1945"

К 1948 году большая часть системы была восстановлена.

Не смотря на ужасы войны, настоящая драма произошла уже в мирное время.

13 августа 1961 года в 1:00 ночи началось выдвижения войск ГДР в приграничные районы города и работы по сооружению пограничной зоны. К утру силами народной полиции, боевых групп и армии ГДР были перекрыты все транспортные коридоры соединяющие Восточный сектор Берлина с Западным, в том числе метрополитен и городская электричка.

Первые дни разделения:

Жители Западного Берлина общаются с друзьями с крыши троллейбуса




Бабушка и дедушка в Восточном Берлине, внучки в Западном




Утром, 13 августа, пассажиры метро и электрички с удивлением обнаружили, что "поезд дальше не идет", некоторые выходы из метро закрыты, а на платформах подозрительно много людей с автоматами...

Линии идущие из западного сектора в западный, транзитом через восточный - действовали, только выйти в город было нельзя.




На схеме станция Фридрихштрассе показана как действующая - это не ошибка, там был организован КПП.










Современная схема, показаны только транзитные линии




Станция Потсдамская площадь




Разрыв линии С-бан




Так получилось, что большая часть метро оказалась на Западе, а электричек - на Востоке. Соответственно в период разделения и развивались именно эти системы.
На Западе часть линий электричек забросили (речь даже шла о полном закрытии системы С-бан за ненадобностью), на Востоке некоторые станции метро переоборудовали под склады и блошиные рынки.

Последствия разделения прослеживается до сегодняшнего дня - в западной половинке Берлина больше метро и есть романтические заброшки линии электричек, на востоке метро меньше.

Глядя на эти совсем не старинные фото, даже не верится... сейчас здесь эпицентр жизни и миллион пешеходов в день.




9 ноября 1989 года Берлинская стена пала




Началась работа по объединению систем.

15 июня 2002 года открыт последний участок кольцевой линии, впервые за 41 год на нем проехали поезда




фото: https://sbahn.berlin/das-unternehmen/unternehmensprofil/die-historie-der-berliner-s-bahn/

Германия, метро, Берлин, жд

Previous post Next post
Up