По счастию моему случившаяся на дороге рытвина, в которую кибитка моя толкнулась, меня разбудила. Кибитка моя остановилась. Приподнял я голову. Вижу: на пустом месте стоит дом в три жилья.
- Что такое? - спрашивал я у повозчика моего.
- Почтовый двор.
- Да где мы?
- В Софии, - и между тем выпрягал лошадей.
София - исторический район в южной части Пушкина (бывшее Царское Село), в прошлом - уездный город.
Пушкин - самое светлое место во всей моей поездке! Вот так и должен выглядеть провинциальный городок, и именно так выглядят городки в загнивающем Западе. И дело не в изобилии дворцов, парков и церквей - поверьте, этого добра и в провинции хватает, дело в чистоте и ухоженности.
Про генеральный план Софии за авторством Чарльза Камерона я уже писал, кому интересно можете ознакомиться здесь:
http://giper.livejournal.com/241717.html На железнодорожной станции "Царское Село - Пушкин" затеяли бесконечную реконструкцию. Даже не помню, сколько она длиться... года три/четыре?
Платформа на Санкт-Петербург
Зато открыли подземный переход с платформы на Павловск в город:
Облицовка подземного перехода: слева - идеально, справа - ужас.
Рядовая застройка. Зеленый дом - исторический (1866), желтый - сталинка (1955)
Конюшенный двор. 1756 год. Архитектор Растрелли. 1762 год - переработка проекта и строительство, архитектор Чевакинский.
Фасады сохранились от Растрелли, внутренности неоднократно перестраивались, в советское время здесь был жилой дом. Расселили к 300-летию Царского Села, комплекс зданий продан частному лицу в 2012 году, с условием проведения реставрации к 2015 году.
Перспектива Малого каскада. Вдали видны Екатерининский дворец и Лицей.
Красивейшее здание - дача Кочубей, затем Запасной дворец, в наши дни - Дворец бракосочетания
Все эти дома еще в самом Царском селе.
Сейчас будут фотки из Софии.
Да, улицу назвали в честь Радищева именно потому, что он здесь был.
Radisheva - Радишева :)
Дом Комстадиуса. Двухэтажный дом на этом участке построен в 1830 году.
В 1910 дом надстроил архитектор Коровин-Круковский по заказу полковника Комстадиуса (библиотека полковника насчитывала около 5000 томов книг по оккультизму, египтологии, астрономии, геологии, истории и др.). С 1917 по 1919 год в доме располагалась школа-колония-коммуна им. Луначарского. Сейчас - жилой дом.
Хотя, зачем я так подробно пишу? Все равно никто не читает :(
Особняк графа Гудовича
Далее начинается гигантский комплекс зданий министерства обороны.
Казармы лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской фамилии полка (ныне Военно-Морской Инженерный институт)
Дом графа Ланского, 1780 - архитектор Джакомо Кваренги
Перестройка в казармы - 1820 - архитектор Стасов
На другой стороне Парковой улицы находится собственно Екатерининский парк.
Адмиралтейство.
По случаю реконструкции старых зданий Екатерина II направила архитектора Неелова с сыном в Англию в 1770 году с заданием привезти чертежи "строений древнейших и новейших". Как видите, с задачей он справился.
В Адмиралтействе хранилась коллекция парусных и гребных лодок царскосельской "флотилии", среди которых были и экзотические: индейская пирога, китайский сампан, венецианская гондола, алеутская байдарка и другие, включая трешкоуты императрицы Екатерины II, турецкий калек Николая I (подарок султана) и другие. Коллекция погибла во время войны.
подробности можно почитать здесь:
http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/ekaterininskii-park-admiralteistvo.html#.WRnrJjclGM8 Ограда парка
Офицерское собрание
Следующие здания сегодня также относятся к Минобороны.
История здесь интересная.
Скотный двор и вотчинное правление Царского Села
1775, архитектор Неелов.
Через пять лет тот же Неелов в содружестве с Камероном реконструирует здания в присутственные места города Софии.
...обилие деталей должно было придать Скотному двору «восточный вид», сделав его частью аллегорической картины, создававшейся по желанию Екатерины II. «Константинопольская тема», имевшая в своей основе главную внешнеполитическую цель екатерининского царствования - освобождение от турок бывшей Византии и создании нового государства - Восточно-Греческой империи, объединяла два новых комплекса, возводившихся в камне за границей пейзажного сада: Скотного и Запасного дворов... В любом случае, постройки столь утилитарного назначения, как Запасной и Скотный дворы, расположенные за южной границей резиденции, имели символическое значение и были тесно связаны с ансамблями «самого идеологического сада в России». Их можно назвать «предтечей Софии», являющей собой город-символ.
Софийская городовая ратуша - Гауптвахта
Дом командира
Цейхгауз и канцелярия
Административные учреждения перевели в центральную часть Царского Села в 1810-х.
После возвращения Гусарского полка из похода в 1814 г. при доме командира начал формироваться полковой фурштатский двор, на котором размещались постройки для общего использования. Обучение гусар верховой езде с начала пребывания в Царском Селе производилось в Придворном манеже на Садовой улице, однако дополнительно под полковой манеж в 1814 г. приспособили каменное здание бывшего скотного двора.
В 1833 г. в Софии расквартировали все семь эскадронов гусар. С этого времени полковой манеж занимал здание со стороны Софийской площади, а рядом с ним находились обозные и фуражные сараи, конский лазарет.
В наше время в комплексе зданий находится военный городок (частично покинул территорию, здания переданы муниципалитету).
Дом командира - жилое здание. Житель дома на одном из форумов задает вопрос: "Дом №40 - безподвальный. Я живу в нем. Почему дом не ремонтируют и заселяют гасторбайтерами?".
Павильон Турецкая баня. Построен в 1852 году по велению Николая I в память о русско-турецкой войне 1828-1829 годов и использовался как купальня.
...Проект великого Росси был отклонен, и в феврале 1848 года его рисунки пересылаются Монигетти "с тем, чтобы он тоже составил проект таковой бани, с употреблением для сего привезенных из Адрианополя мраморных украшений подобной бани". Имелись в виду мраморные детали павильонов в саду султанского дворца Эске-Сераль, вывезенных в качестве трофеев русско-турецкой войны из Адрианополя. Проект, созданный молодым архитектором, был утвержден в апреле 1850 года, и с этого времени в течение двух лет строительство павильона осуществлялось под руководством архитектора Комуцци, получившего подряд на работы.
Во время своих заграничных путешествий Монигетти побывал в Турции, посетил Константинополь и в качестве прототипа павильона использовал собственное акварельное изображение адрианопольской мечети. Дав поручение архитектору в феврале, уже 9 апреля князь Волконский просил главноуправляющего Дворцовыми правлениями и городом Царским Селом Захаржевского «приказать Монигетти поспешить составлением того проекта».
Гусарская улица
За историческими фасадами Парковой улицы долгое время скрывались какие-то сараи военного министерства. В наше время все эти сараюшки снесли и освободили место для современной застройки (по программе предоставления жилья военнослужащим). Как ни странно для социального жилья - получилось отлично. Во всем мире социальное жилье - это довольно страшное панельное многоэтажное здание. Панели для удешевления строительства применили и здесь. Кстати, это первые панельные дома в Пушкине - в советское время город пожалели и не застраивали типовыми зданиями!
Не все сараюшки еще снесли. Это что-то историческое
А вот основная цель моего визита - красавиц Софийский собор
Грандиозный собор по своему облику должен был напоминать константинопольскую Софию. Таково было условие: шесть лет назад закончилась русско-турецкая война.
Таким же своеобразным памятником победы над турками должны были стать новый город София и Софийский собор. Этим объясняются их названия: София, Софийский. Не случайно модели Софийского собора, Чесменской колонны, Кагульского обелиска были выставлены вместе в Петербурге, «подле Исаакиевской церкви в небольшом каменном здании, состоящем из одного зала». Неожиданно для автора проект огромной «Софийской церкви» не получил «высочайшего утверждения» и строительство было «по великости отменено». После показа моделей публике Камерон обратился в совет Академии художеств с просьбой о присвоении ему звания академика за проект и модель Софийского собора.
По настоянию Фельтена, тогда профессора архитектурного класса, адъюнкт-ректора, а потом и директора Академии художеств, последовал отказ, который был обусловлен тем, что проект еще не был утвержден, строить собор «по великости отменено». Кроме того, была и другая причина - уже давно осложнились личные отношения между Камероном и Фельтеном. С приездом Камерона Фельтену не поручали больше работ в Царском Селе.
28 августа 1781 года было принято постановление совета Академии художеств: «По прошению г. архитектора Шарль Камерона о принятии ево в общество Академическое по представленной от него работе, представляющей модель церкви святыя Софии… Прежде усмотрения практики к докладу в общем собрании не допускать; о чем ему и объявить, если пришлют или сам явится». Модель собора оставили в Академии художеств, проект вернули в Царское Село.
Камерон никогда более в Академию художеств не обращался и никакого академического звания не имел.
...
В 1782 году Камерон разработал второй проект Софийского собора, осуществленный.
Во втором проекте 1782 года архитектору удалось передать сходство со знаменитым архитектурным прототипом без однозначного копирования при помощи «говорящих деталей». Так вполне традиционный храм эпохи строгого классицизма тяжеловатых, но благородных пропорций, квадратный в плане, с одинаковыми четырехколонными портиками дорического ордера под треугольными фронтонами, Камерон увенчал пятью пологими куполами. Центральный плоский купол с множеством больших арочных окон, прорезающих высокий барабан, стал той главной деталью, которая роднила две Софии.
Соборная церковь Софии - Премудрости Божией была заложена 30 Июля 1782 г. архиепископом Новгородским и Санкт-Петербурским Гавриилом в присутствии Императрицы Екатерины II, в 21 лето царствования Ея. Камерон так же присутствовал на торжественной закладке собора.
http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/sofiiskaja-ploshad-sofiiskii-voznesenskii-sobor.html
Улица Красной Звезды
Конский лазарет
Кадетский бульвар.
Советское здание встроено между старинными казармами.
Церковь Мученика Иулиана Тарсийского лейб-гвардии Кирасирского Его Императорского Величества полка.
1899, архитекторы Курицын, Данини.
Казармы (действующие)
Модные древнерусские мотивы.
1916 год, архитектор Покровский.
Склад.
За всеми этими красотами я совершенно забыл про Радищева!
Так вот, проснулся он около почтовой станции города Софии (современный адрес - Пушкин, Парковая улица, дом 58).
1784 год, архитектор Камерон.
В 1840 году здание почтовой станции капитально перестроена для нужд военного госпиталя.
Сейчас оно выглядит так:
фото с сайта
http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/parkovaja-58-pochtovyi-dvor-voennyi-lazaret-gospital.html там же можно прочитать подробности
А мне надо бежать дальше!
список литературы:
http://www.citywalls.ruСупер-сайт по Царскому Селу - Пушкину
http://tsarselo.ru