Зеркало Арнольфини

Mar 26, 2007 22:01



817 kb

"...Зеркало, конечно, доводит двоение до предела. Оно дает невидимую часть комнаты, включая второе окно. Рама зеркала: словно кто-то вырезал кружочки из цельного обода и вклеил их внутрь, так что вышли медальоны. На медальонах "по часовой стрелке" сцены из жизни Христа (в самом верху - Распятие, до него крестный путь, после него - снятие с креста и воскресение). Но ведь сцены эти должны обрамлять сцену из жизни того же Христа, только главную - значит, вот эта картина и есть сцена из жизни Христа? А почему нет, если знать, что "всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог" (1 Кор 11,3)? Это понимали именно в Нидерландах именно этого времени, где цвело движение благочестивых мирян, отнюдь не видевших в браке препятствия для святости. И если в православии поют над венчающимися гимн, сравнивающий их с мучениками (не как страдальцами, а как свидетелями о Христе - так что те, о браке кого свидетельствуют присутствующие, сами свидетели о небе), то в католической теологии св. Бернар Клервосский говорил, что страдания Христа это зеркало, глядя на которое человек видит свое глубинное "я".

Более того: если "настоящая" пара, лица которой мы видим, проста и ясна, то пара, отраженная в зеркале, подобна союзу вечного Богу и вечной Церкви уже тем, что мы видим ее со спины. Точно как Моисею было сказано: "Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. ... ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо" (Исх 33. 20, 23).

Конечно, всегда есть опасность увидеть символизм там, где есть простое отражение физиологии или естественной симметрии. Зачем в комнате четыре апельсина (они же отражены в зеркале)? Чтобы продемонстрировать богатство Арнольфини или его пристрастие к фруктам из родной страны, или это намек на райский сад, райское блаженство, плодородие, грехопадение? Зачем на роскошной люстре с семью рожками горит посреди бела дня свеча, причем только одна? Символ единобожия? Символ чего-нибудь неприличного, ведь свеча горит над головой жениха, и хорошо горит?

В конце концов, несомненен лишь один дуализм: света и тьмы. Для живописца это главное. Ван Эйку не случайно приписывали изобретение масляных красок: он их не изобретал (хотя он их совершенствовал), но он первый использовал все их возможности - сравнимые только с появлением глянцевых цветных фотографий в двадцатом веке, когда все стало светиться изнутри, блестеть, когда мир преобразился. Отражение, поправ законы физики, стало более ярким, чем оригинал. Никакой символизм не требовал так выписывать волоски у собачки, игру света на деревянных башмаках, кожу апельсинов, бахрому на зеленом платье невесты - десятки, если не сотни оттенков зеленого. Никакой символизм зеркала не требовал рисовать медальоны под стеклом - а жажда приручения света требовала. И здесь уже не зеркало, а висящие рядом четки стали вершиной: каждая бусина заключает в себе клубок света, дрожащий от нетерпения."
Яков Кротов
(Читать всю статью)
Я знаю, что об этом уже замечательно писал Клемент, но мне так понравилась эта статья, что я не удержалась. =)

forma, xv_cent.

Previous post Next post
Up