Книжный дайджест - 103.

Jun 01, 2024 00:58

В этом выпуске сплошная история России, свежая и не очень.

Возвращение государства. Россия в нулевые. 2000-2012 (Екатерина Шульман). Для такого постоянного слушателя Екатерины Михайловны как я, ничего нового. Как всегда качественно, остроумно, логично, в основном стройно, но сама идея выпускать в 23-м году книгу с такой исторической рамкой кажется довольно спорной: не случайно эта рамка совершенно не соблюдается, постоянно приводятся более поздние данные и описываются более поздние процессы, зачем тогда было так ограничивать? Честно говоря, расстраивает, что очень посредственно издано (читал на бумаге): полиграфия, компоновка и форматирование графиков и таблиц - на уровне недорого методического пособия 90-х, а не научпопа от крупной селебрити. Понятно, что это рюшечки, да и объективные причины угадать несложно, но всё равно печально. 7.

Очерки русской смуты (Антон Деникин). Думал, попробую первый том и не буду упорствовать, если не пойдёт, но в итоге проглотил все пять (ну, глотал не быстро, из-за этого и такая задержка между выпусками). Не ожидал, что это будет настолько хорошо как литературно, так и содержательно. Деникин пытается быть предельно объективным: признаёт ошибки и слабости свои и соратников, упоминает преступления белых, иногда даже сквозь зубы хвалит конкретных большевиков, а уж для таких сложных персонажей как Керенский вообще не даёт общих оценок, стараясь отдельно смотреть на каждое решение. Очень убедительно разбивает весь нарратив про белых как монархистов и особенно сторонников Романовых (о которых говорит редко и без малейшего пиитета). Да, кое-где конечно сводит личные счёты, а многое знает только в пересказах и излагает неточно, но для эмигрантской работы первой половины 20-х взгляд невероятно широкий и аналитически честный. Постоянное причитание немного утомляет, но трудно найти случай, когда это было бы настолько оправданно. Особенно интересны первые полтора тома: начиная с середины второго и до конца четвёртого слишком много описаний мелких военных действий и перемещений, а в пятом многовато разборок с Врангелем, хотя исторический масштаб опять хорошо виден опять. 9.

Диктатор, который умер дважды: Невероятная история Антониу Салазара (Марко Феррари). Если где-то диктатор умер дважды, значит где-то он слишком живой, так считаю. Настолько привык читать хороший научпоп, что оказался не готов к подставе: купился на удачное название и интересную тему, в которую хотелось погрузиться после прекрасной книги Баунова. Основа-то богатейшая, но написано отвратно: структуры никакой, логики глав нет, куча пафоса, постоянные скачки во времени без толики смысла и огромное количество совершенно не нужных имён. Апогей последнего явления в описании похорон Салазара: Гроб был водружён на старый военный грузовик, не без труда управляемый молодым водителем Жушселиану Венансиу Диаш Родригешем. Да, вы верно поняли - это единственное упоминание этого человека в книге. Другой пример: первая глава рассказывает о приступе, после которого Салазар последние два года провёл в несознанке, думая, что продолжает управлять страной. Глава называется "Подолог, обрушивший империю" и начинается со слов Португальская империя пала из-за человека по имени Аугушту Илариу, простого и скромного подолога.. Оставим в стороне, так ли уж повлиял конкретный эпизод, начавший сход со сцены 79-летнего диктатора, на судьбу империи, но знаете, в чём, оказывается, роль этого подолога? Ну, он единственный был в комнате, когда Салазар сам плюхнулся спиной вперёд мимо шезлонга и ударился головой. Не трогал ни его, ни шезлонг, даже не видел момента (стоял спиной), никак не влиял, сразу помог, потом рассказал секретарю (вопреки запрету Салазара, кстати). Но поди ж ты, обрушил империю. И таких глупостей полно. Не ставлю ниже только потому, что из солянки фактов можно всё-таки нацедить интересное про режим. Но читать по теме лучше Баунова и кого-то ещё. 6.

В тайниках памяти (Мохамед Мбугар Сарр). Не люблю ни магический реализм, ни французскую заумь, ни литературу о сущности литературы, ни манерничание, ни излишний эротизм - и здесь есть абсолютно всё это. Парадокс в том, что при этом роман мне понравился. Гонка за неуловимым литературным гением из прошлого оказывается очень хорошим форматом, чтобы рассказать ряд историй, как личных, так и общественных: расовых и антиколониальных. Неожиданно хороша и развязка: главными оказываются не муки творчества и слова в вечности, а жизнь и смерть, довольно нестандартный взгляд для французской литературы, насколько понимаю. 8.

Новейшая история России в 14 бутылках водки (Денис Пузырёв). Многолетний обозреватель рынка алкоголя (экс-РБК, а ныне ТГ-канал "Пьяный мастер") решил рассказать последние 35 лет России через историю 14 водочных бизнесов. Получилось весело и наглядно: из 90-х истории совершенно бандитские и куражные, из 00-х много разборок через силовиков и яркого творчества, а позднее государства становится всё больше, рынок скучнеет, авантюристы убегают или садятся и всё накрывает тень Ротенберга. Общая картина абсолютно убедительна, хотя отдельные байки возможно и приукрашены, написано тоже хорошо. 8.

Воспоминание о битве при Сольферино (Анри Дюнан). История здесь намного важнее литературных качеств: в 1859-м 30-летний Дюнан случайно оказался на поле большого сражения: увиденное там и в последующие дни в госпиталях так его потрясло, что решил всё описать, а затем создать общество помощи раненым и добиться для него общепризнанного нейтрального статуса - так появились Красный Крест и первая Женевская конвенция. Место в истории было формально закреплено в 1901-м, когда Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира. Написано очень доходчиво, местами до тошноты наглядно, при этом прямо побуждает к действию или хотя бы поддержке авторских инициатив, чем Дюнан и пользовался: известно, что его книгу читали при всех европейских дворах. С современных глаз многовато обобщений и национальных стереотипов, но это понятная примета времени. 8.

Книги, Ссылки

Previous post Next post
Up