На #Закарпатье есть две карты Путина: венгры и русины. Венгры - все понятно. #Йоббик, одним словом. Но венгры не независимы, и Орбану долго не усидеть на троне. Русины - сложнее. Прежде всего, потому что это выдумка. Российская пропаганда пытается развить идею, что существует "отдельный подкарпато-русский народ русинов". Создали даже республику Подкарпатская Русь во главе с П. #Гецко. Но там есть три прикола, которые смешат любого более-менее подкованного человека.
[Русины?]Любой знающий историю скажет, что слово "русины" до 1919 г. обозначало как минимум всех украинцев, как максимум - украинцев живущих в Австро-Венгрии. Русины - прилагательное "руськый, руська, руські" - это украинцы Австро-Венгрии, и считалось, что они заселяют и Галичину, и Буковину, и Закарпатье. Отец закарпатского русинского нац.возрождения и кумир современных деланных "русинов" А. Духнович считал своих братьев за горами во Львове, Перемышле и Черновцах - такими же русинами (См. его письма галицкому митрополиту).
В 19 в. под Австро-Венгрией среди, политкорректно выражаясь, интеллигенции восточно-славянского населения, было три проекта национальной идентичности. Общее - все они называли коренное население Галичины, Закарпатья и Буковины - русинами (руськый, руська, руські). Но отличались в национально-идеологическом их определении.
А) #украинофилы - считали, что #русины Австро-Венгрии являются частью украинского (=южнорусского = малорусского) "15-миллионного народа". Именно такое определение дала Головна руська рада в 1848 г.. Практически за этой партией стояла объективная истина и практическая правда. Языково русины принадлежали и принадлежат к семье украинских диалектов, практически интеллектуалы Австро-Венгрии активнейше общались именно с надднепрянскими украинофилами - развитие национального самосознания русинов было напрямую связано с влиянием надднепрянских украинофилов, украинцев под российской оккупацией. Под влиянием "Энеиды" Котляревского, текстов М. Максимовича, аристократического украинофильства русины Австро-Венгрии начали открывать свою национальность - памятником служит "Русалка Дністрова", и "Руська трійця" 1837 г., и решение Головной руской рады. Далее под влиянием Шевченка началась новая волна политического движения в 1860-х. Активная эмиграция украинофилов из Росс. империи, прежде всего М. Драгоманова, окончательно пробудила политическую самоорганизацию русинов, и это автоматически привело к победе украинофильства.
Б) #москвофилы - очень мощная партия, которая считала, что русины это часть большой русской нации, наряду с малороссами, великороссами, белоруссами. Люди часто меняли свои взгляды - переходя из украинофильства в москвофильства - целые журналы так мигрировали, как пример, журнал "Зоря Галицка" или "Слово", деятели Б. Дедицкий, Зубрицкий, Я. Головацкий и т.д. Мотивации были в основном политические - москвофилы надеялись, что Россия как государство русское может освободить русинский народ от германо-польской власти. При этом каждый из них по-своему решал вопрос отношения между народным языком русинов и литературным русским языком, хотя вопрос для них был не актуальным. Одни считали, что литературный русский язык - это общий продукт работы всех ветвей русских племен, другие выступали за литературу на домашнем, народном языке. Но надо учитывать, что в 19 в. далеко не все украинофилы - даже такие киты, как Максимович, Костомаров, Кулиш считали, что украинский язык нужен только для образовательной литературы для простого народа, "для домашнего обихода", а "высоким языком" должен быть "общерусский" литературный. Радикальными украинофилами по сути были Шевченко, частично Драгоманов...
В) #рутенцы - идея, что русины составляют отдельный народ, восточнославянский, но самостоятельный. Эта идея была популярна среди духовенства и политиков, которые поддерживались Австро-Венгерской монархией, потому что она была наиболее лояльна Габсбургам.
Соотношение партий менялось со временем. Активное разделение партий произошло в 1850 - 1860-х годах. Москвофилы набрали силу во время репрессий австрийцев и поляков против русинов - в 1860- 1870-х годах. Но после активной миграции украинофилов которые предложили программу самоорганизации русинов на основе своих сил и национальности москвофилы, сидевшие на российских деньгах, просто потерпели сокрушительное поражение. В 1880-1890-х москвофилы начали отступать - во-первых, потому что за украинофилами было больше практичности и правдивости, во-вторых, москвофилы стали объектом репрессий Австрии, которая справедливо считала их пятой колонной России. Решающим моментом были влияние М. Драгоманова и его учеников (И. Франка, М. Павлика и Со), которые создали первые политические партии и достигли многих успехов в продвижении руськой (русинской) национальности в Галичине - вплоть до создания руського университета в 1914 г. Также важнейшую роль сыграл Митрополит Галицкий Андрей #Шептицкий, который с 1900 по 1944 годы был бессменным руководителем #УГКЦ. Если до него греко-католическая церковь была в основном рутенцами или москвофилами, именно Шептицкий строго повернул УГКЦ к народу, что автоматически открыло и народный язык, и народные проблемы, и совпало с целями и методами украинофилов. В 1914 г. украинофилы уже победили безоговорочно, хотя москвофилы продолжали оставаться значительной силой.
Ситуация в Закарпатье и Буковине отличалась от ситуации в Галичине. Исторически эти земли принадлежали к разным культурным контекстам. Галичина была территорией под власть поляков с 1340 г. Буковина с тех же пор принадлежала к Молдавии - Румынии. Закарпатье же с 11 в. было постоянно под властью Венгрии. Галичина была в основном греко-католической, #Буковина - православной, но православная церковь здесь принадлежали к Константинопольскому патриархату, а позже к Далматинской митрополии, к Сербской и Румынской церквям, а и Закарпатье - имело свою греко-католическую церковь независимую от Львова и подчиняющуюся напрямую Риму. Как вы можете догадаться, #РПЦ #МП там и не валялось. В 19 в. Галичина была наиболее развита в плане общественных дискуссий - политические партии и т.п. появились очень быстро, к 1890. Буковина не имела таких дискуссий, румыны занимали ведущее положение, но конфликтных ситуаций там было мало. Черновцы в общем мирно существовали между румынами, немцами и русинами. А вот Закарпатье, где русины были наибольшее время под мадьярским игом - на 300 лет больше, чем где-либо - очень тормозило в развитии. Национальное возрождение еле-еле пробуждалось к 1890-х, Драгоманов передает отчаяние и неверие местных деятелей в способность что-то сделать, мадьяризация и ассимиляция русинов умножалась жесткой венгерской политикой относительно меньшинств. Не связано ли это с тем, что именно в Закарпатье, где не было такой яркой дискуссии и борьбы, как в Галичине или Буковине, рутенцы занимали наиболее массовую позицию?
Решительный перелом ситуации связан с Первой Мировой. Известны всем русские пугалки - геноцид русинов в Талергофе и Терезине. На деле, #Талергоф и #Терезин - это была катастрофа, но жертвами стали в основном москвофилы - после начала войны Австрия арестовала и репрессировала всех, кого она посчитала агентами России, т.е. москвофилов. Т.к. поляки под шумок хотели уничтожить всех украинских (=русинских) деятелей, они писали доносы и на украинофилов, и на рутенцев. И рутенцы, и украинофилы также попадали в лагеря, но в меньшем количестве. #Россия, захватив Галичину, также репрессировала галицкую интеллигенцию, но Россия была быстро разбита и изгнана из Галичины. Как бы там ни было, Андрея Шептицкого русские захватчики успели арестовать и депортировать.
После Первой Мировой русины Австро-Венгрии быстро создали Западно-Украинскую народную республику. Ведущие депутаты русины составили первое правительство ЗУНР и начали бороться против польской агрессии, которая использовала галицких поляков как пятую колонну. Именно ЗУНР подписала исторический Акт Злуки, союза украинских республик - УНР и ЗУНР - 22 января 1919 г. Началась великая война 1918 - 1919 г., где Польша, многократно превосходившая #ЗУНР количеством, при поддержке Англии и Франции, целый год пыталась разгромить русинов-украинцев. Не вышло. Украинская галицкая армия (#УГА) в ожесточенных боях отступила за Збруч, соединившись с войсками Директории УНР (Петлюра). Украинская государственность была затиснута между поляками, большевиками, белогвардейцами, каждая из сторон превосходила всю армию #УНР в разы, и в отличие от украинцев имела большую кадровую традицию и техническую поддержку. Буковина была занята румынскими войсками в 1918 г., Закарпатье же после поражения Австро-Венгрии отошло к Чехословакии. А Галичина и вся Украина были поделены между Польшей и СССР, с его колонией УССР. История ХХ в. почти вся разворачивается в этих регионах - #УССР состязается с польской империалистической политикой. Но Польша поплатилась за свое неуважение к украинцами - она была разделена и завоевана, а после войны Сталин включил большинство украинских земель в состав советской полуколонии УССР.
Именно после 1919 г. в Закарпатье подняло голову рутенское движение - русины как отдельный народ. Чехословакия толерантно относилась к русинам-украинцам - единственная страна, за всю историю Украины более-менее толератно и положительно относившаяся к украинцам! Чехословаки не влазили во внутренние дискуссии, которые развернулись между рутенцами и украинофилами. (во всех остальных регионах украинофильство уже победило). Проект "общерусской литературы и большой русской нации" был мягко говоря в эпоху национализмов совсем не адекватный. Адекватным было движение, опирающееся на народный язык и народные потребности. Что и привело к тому, что к 1939 г. поддержка рутенцев упала намного ниже украинофилов, и след., украинофильство победило в Закарпатье до пришествия СССР. Кстати, в этот период отмечают что рутенцы были провенгерски настроенной силой и их называли мадяронами.
Но здесь произошла интересная подмена понятий. Я уже сказал, что под русинами до 1919 г. четко понимались все восточно-слав. население Австро-Венгерской империи, как в Галичине, так и в Закарпатье. Так считал сам великий закарпатский писатель Духнович, и все деятели тех времен, от Шашкевича, Дедицкого и Головацкого до Федьковича, Франка и Шептицкого. Они бы все очень неприятно удивились, если бы услыхали, что русины - это только закарпатцы - учитывая то, что некоторые тогда норовили расширить понятие русинов на весь украинский народ и даже на великороссов. Но под Чехословакией рутенцы вдруг начали говорить о русинах как "не-украинцах", ограничивая русинов границами современного понятия "Подкарпатской Руси". Собственно, русинство как антиукраинский проект, который определяет русинов в пределах известной карты "Подкарпатская Русь" - это явление 1919 - 1939 гг. Духнович бы за такое прибил. И Франко. И Яхимовский.
Именно Закарпатье стало первой жертвой Второй Мировой. Задолго до официального начала войны в марте 1939 г. после Мюнхенского сговора Гитлер оккупирует Чехословакию. Венгрия потребовала себе Закарпатье, но против этого восстали русины, предводимые украинофилами. Русины во главе с Августином Волошиным провозгласили независимую Карпатскую Украину и попытались противостать венгерской агрессии. ОУН пыталась помогать русинам, но Польша закрыла границы и арестовывала добровольцев ОУН, помогая Венгрии. Мадяроны-рутенцы-русинцы поддержали венгров. Таким образом, Закарпатье на себе почувствовало, что такое Мюнхенский сговор и стало первым театром Второй мировой.
Когда в 1945 г. Сталин присоединял Закарпатье к УССР, он уже трезво взвесил, что там господствовали украинофилы, но он провел ряд репрессий против них в т.ч. Была репрессирована местная католическая и греко-католическая церковь, независимые организации всех убеждений были репрессированы. Церковь была присоединена к РПЦ МП везде, след., оторвана от своих исторических метрополий и подчинена Москве. С таким зачищенным ландшафтом Закарпатье, вместе со всей Украиной, получило независимость в 1991 г. И сразу начало раскручиваться движение "русинов".
Когда мы говорим о современных "русинцах" (не путать с русинами), надо учитывать две вещи. КГБ СССР в 90-х развернуло туеву кучу проектов "мелких сепаратизмов" для дестабилизации республик. Абхазия, Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье... везде была общая ситуация - идеология сепаратизма местной "национальности" ("Мы - русские, мы абхазы, мы армяне") сочеталась ОБЯЗАТЕЛЬНО с идеей "ностальгии об единой большой Родине" ("Мы жили в одной большой стране, пришли эти фашисты (украинцы, грузины, азербайджанцы, молдаване), и начинают нас давить ("украинизировать" и т.д.). "Местный мини-национализм" + "советская ностальгия" - это два обязательных элемента этих всех движений. Закарпатье идеально подпадало под эту категорию. "Мы русины" - в то же время "Мы жили в большой стране, все были свои, вот армяне, русины, азербайджанцы, а теперь!" (говорит сегодня их "премьер" Гецко). В этот же тренд попадает и Крым с его #крымнаш - раскрутка местного сепаратизма на основе советской ностальгии. В Украине поначалу проекты провалились - в частности, Крым благодаря мудрой политике Кучмы и уступкам КГБшному лобби на других участках, а Закарпатье раскачивать довольно сложно.
«Русинцы» на Закарпатье - это явление и печальное, и смешное. С одной стороны, оно апеллирует к самобытности русинов, и это дает ему обоснование. С другой стороны, кроме «самобытности русинов», оно какого-то дьявола апеллирует к «Русскому миру» и единству русских - что особо смешно, учитывая, что 99% россиян не понимают русинского языка. Российская политика тут достигает верха маразма, пытаясь оторвать от Украины и подвести под Россию наиболее удаленный от России регион Украины. Не удивительно, что группы «русинцев» в Вконтакте ведутся на русском языке, «ибо русские не понимают», как мне там объяснили. «Русннцы»… как его назвать как движение? русинство не подходит, ибо русинство это быть русином, а «русинцы» совсем не следуют логике природы русинов… русинцтво? русиняцтво? Короче, «квази-русинство» игнорирует очевидный эмпирический факт языка, который известен давно и высмеян еще Драгомановым в статье о галицкой литературе.
Объективно русинский язык - руська бешеда - ближе всего к украинскому языку. Отличия - минимальные, на уровне диалекта, фонетическая гамма, синтаксис - идентичны, лексика - отличается только незначительным влиянием мадьярского, немецкого, румынского языков. Само по себе Закарпатье - это переходной регион между пространством Украинского мира и украинских диалектов и словацкими диалектами. В принципе, есть три группы русинов - и в этом порядке есть еще отдаленный сремско-бачванский диалект, который ближе к сербскому языку,. «Русинцы» забывают указать, что карпатские народности - это куча племен - лемки, бойки, гуцулы, и русины в соврем. значении являются только одним из племен. Итак, к русинам можно и нужно относить НЕ ТОЛЬКО закарпатцев и пряшовцев, как здесь на карте, а и лемков, бойков, гуцулов, руснаков Срема и Баната, русинов Подкарпатья. Их наречия идентичны на пределе погрешности, и наречие гуцулов, лемков, бойков, руснаков составляют один язык, из которого выделяются только срем-бачванские руснаки, поскольку их речь претерпела большое влияние сербов, и довольно сильно отличается. Есть сравнить их язык с украинским, отличия пренебрежимо малы. Отличия поменьше, чем между гамбургским и баварским говорами. Как бы там ни было, если отделять русинские говоры от украинского языка, то уж от российского они будут отличаться в разы больше и сильнее. Если и есть языки, с которыми они могут говорить о родстве - это словаки и сербы. Но не русские.
Поэтому если сепаратизм на Юго-Востоке Украины хоть как-то опирается на действительность - и русскоязычность (рез-т ассимиляции), и русских много, и даже украинские диалекты здесь близки к казацким диалектам России - то на Закарпатье «мы - русские» звучит очень смешно.
Сторонники квази-русинства - это вообще трэщ. Как они могут объяснять, почему глава их движения - священник Московского патриархата (!!!! - напоминаю, что исторически закарпатская церковь принадлежала к Константинополю, а потом там была подписана Ужгородская уния (1646) и создана отдельная греко-католическая церковь (специально закарпатская)!) Димитрий Сидор постоянно ошивается в Москве и дает там конференции? Почему «премьер» Гецко на телевидении лжет про репрессии в Украине, злых правосеков, и рассказывает про «единую советскую родину с армянами и русскими» - при чем с таким ядерным акцентом, что аж смешно это слушать. Русский нашелся. Руски, руски, ага, чукча тозе рузки. Почему эти русинцы так плотно связаны с РПЦ и РФ? Здесь очевидно, что такие вещи продвигать может только ФСБ, и собственно, это укладывается в русскую политику, но русины - сторонники таких «русинцев» - иначе как овцами, выступающими за волка, быть не могут. Эти «братья-русские» уже лишили ваших реальных восточных братьев своей национальности, ассимилировали их. Легко любить русских, будучи отделенным от них горами и всей Украиной, + за русские большие деньги.
Как бы там ни было, политическое квази-русинство сочетает в себе черты рутенства и москвофильства, и противоречит самой природе русинов - и их реальному языковому родству, и их реальной истории. Это движение целиком и полностью финансируется ФСБ - во всяком случае, только это может объяснить поведение этого движения. Они активируются всегда, когда надо разжечь сепаратизм в Закарпатье, при этом от них не слышно ничего конструктивного для улучшения жизни в Закарпатье, кроме типично российского кудахтанья о «украинизации» и «репрессиях». Оно вычеркнуло из памяти русинов большую часть исторических настоящих русинов - галицких и буковинских, как минимум. Оно якшается со страной, угробившей их ближайших родственников - украинцев, к языку которых их язык ближе всех, и намного ближе, чем к русскому. И оно несет угрозу стабильности всего региона - включая соседние Словакию, Венгрию, Румынию. Это подводная мина ФСБ для всех этих стран.
Надеюсь, русины это понимают, не только в Мукачево или Ужгороде, а и в Пряшове, и в Среме и Бачке. Украина должна всячески спонсировать русинские диалекты и развивать их сотрудничество с Украиной - и то, что Украина это не делала, это не следствие «политики ассимиляции», как хотят представить «русинцы». Это следствие всеобщего бардака и бедлама в Украине последних 23 лет, всеобщего кризиса системы науки, образования и просто ужасной внешней политики Украины. Эта Украина не смогла внутри себя навести порядок и очистить мозги Донбасса от глупости всякой, а вы хотите, чтобы воришки и лентяи при власти занимались закарпатскими диалектами и русинами в Сербии.
Оставлю пару ссылок: Русини - це не москалі! А руська мова та російська - то це дуже різні речі... Чернівці. 1911 р. ІПОЛИТ (ВОЛОДИМИР) ТЕРЛЕЦЬКИЙ ПРО ТЕ, ЩО ТАКЕ РУСИНИ ТА МОСКАЛІ. Книга 1849 г., «Слово ко всем славянам». Соображение о истокам русинам и истории Руси (сугубое ИМХО): Исторически русины, это народ, заселявший территорию былого Галицкого княжества, возможно, это летописные белые хорваты, но факт, что они аутохтоны на центральном хребте Карпат и очень древнее его население, Скорее всего, именно они виной государственным образованиям и городам 7 в. в районе Сколе на Львовщине. Возникли они в процессе расселения славян через Карпатские хребты на юг, в процессе ассимиляции остатков кельтского и фракийского населения Карпат. Отсюда славяне двигались на Дунайские равнины и Балканы, ассимилируя даков и остальных фракийцев. Так сформировались южные славяне, синтез первичного балто-славянского населения с автохтонными фракийцами и античными народами. Потом они имели особо тесное общение с фракийцами и аварами да мадьярами, и это отпечаталось на их языке. Но общая беда их была в том, что жизнь в горах разбивает людей по полонинам, и они были относительно изолированы друг от друга. Поэтому их судьба сложилась по-разному. Большая их часть создала Галицкое княжество, которое простиралось от Ужгорода и Мукачева, Перемышля и Санока до Киева, а как минимум до современного Хмельницкого.
В Х веке они попали власть Венгрии (Закарпатье и Словакия), в 14 - Польши и Румынии (Буковина). Но как бы там ни было, ВСЕ ИСТОЧНИКИ 19 В. ЕДИНОДУШНО ФИКСИРУЮТ, ЧТО русинами называли восточно-славянское население Австро-Угорской империи, который неоднократно отождествлялся ими же с российскими "малоросами". Русины живут в Австро-Венгерской империи и в Закарпатье, и под Пряшовом, и под Перемышлем, и под Львовом, и на верховине, и в Буковине. Массовая эмиграция их разбросала по всему миру, больше всего в Сербии и Канаде, но везде они несли свой очень древний назов - русины. И в постановлениях Головной Руськой Рады стоит твердое "мы русины, одного рода с малоросским народом", и у Франка, у Драгоманова, у кого бы там ни было не ставится вопрос о существовании в Австро-Венгрии наряду с русинами каких-то там украинцев. Т.е. вопрос ставится четко: либо украинцев на всей территории Австро-Венгрии отродясь и не валялось, а все то, что там живет издревле, то русины, ЛИБО РУСИНЫ=УКРАИНЦЫ. От Тернополя до Пряшова, и более - от Пряшова до Луганска. И уж точно версия "Подкарпатской Руси" это маразм и обрезывание русинского ареала до размеров милипупических.
Строго говоря, если мы говорим о русинах, надо уточнять значение слова - современное понятие вычеркивает 80% содержания исторического первичного понятия. Русины не монолитный народ, это куча племен и говор - бойки, лемки, гуцулы и т.д.
Говор русинов сформировался в условиях ЯЗЫКОВОГО ПОГРАНИЧЬЯ. Говор был разный - крайний запад был под влиянием западнославянских говоров и так далее, галицкие говоры имеют польское влияние, и отличаются достаточно от закарпатских говоров. Любая языково-этническая граница плавная, плюс-минус, и потому населяется промежуточными говорами, такими как пряшовский, в котором много словацких элементов, и такими как закарпатский или гуцульский, где больше украинских элементов. Русины же Прикарпатья, Перемышльщины и Буковины вообще имели говор идентичный с украинским центральным языком. Т.е. русинские говоры - интересная вещь. С одной стороны, это древняя архаичная языковая структура, и они по сути - осколок старого мира, который лежал в основании белых хорватов и Галицкого княжества, который простирался от Збруча на востоке и до Татр и Тисы на Западе, от Буга на севере до Марамороша и Черемоша на юге. Если бы история 12-15 вв. сложилась иначе - т.е., если бы не монголы, из-за которых множество равнинных надднепрянских русичей ушло на Запад, не раздел Галицко-Волынской державы (ГВД) между Венгрией, Молдавией и Польшей, не последующая массовая миграция населения Галичины и Волыни (уже смешавшегося с ушедшими туда надднепрянцами) на восток в долину Днепра - возможно, на территории Украины сформировались два суверенные европейских государства-нации - украинская, или руськая в Киеве, которая охватывала бы соврем. Украину, без запада, и галицко-руськая, которая бы простиралась по территории ГВД, возможно, без Волыни, которая ближе к Киеву была всегда, чем к Галичу. Но увы, так не случилось. И укр. власть тут ни при чем, она пришла слишком поздно, роковой удар нанесли венгерские и монгольские войска в 10-15 вв. Перемешивание русинов Надднепрянщины, литвинов Беларуси и русинов ГВД уже в 16 в. создало более-менее однородную этноязыковую массу от Карпат до Днепра и Донца включительно, а карпатские говоры превратились в пограничье руського (=малорусского =южнорусского =укр. этноса) Интересные моменты: галичане-предки соврем. русинов заняли Киев еще в 1199 г., и Киев был под властью галичан, не забывайте, что русичи уходили именно туда и в леса Полесья от орд, и в конце концов, именно оттуда началось новое заселение Поднепровья 14 - 15 вв, которое дошло до Слобожанщины и Кубани.... Как бы там ни было, уже в 14 - 16 в. пред-этносы условно назв. как "бело-хорватский" и "руськонадднепрянский" слились в один, если не раньше, на что указывает единство фольклора и культуры народной. Отсюда и непринужденность, с которым украиноговорящий с Донбасса может спокойно вставлять в речь гуцульские выражения, типа "фрас би тя трафив" или "лем би тя бачив", и совсем не замечать отличий: хороший пример песня «Ой мала я мужа» в двух вариантах, слобожанском и карпатском. Но так сложилось, что литературные стандарты Пряшова и Срэма ооочень отличаются от центральноукраинской нормы.
И тут есть два варианта ответа, которые для меня равно приемлемы: 1. Все прекрасно, просто в силу нелегкой исторической судьбы украинцы=русины расселились по далеким краям, и потому сформировалось два или три лит. укр .языка - собственно украинский, центральный на основе надднепрянских диалектов, срэмско-бачванский укр.-русинский, и пряшовско-укр.-русин. языки. Т.е., подобно как у немцев сформировались три лит. нормы - нем. хохдойч, пляттдойч Голландии, австр. дойч, и швейцарский дойч. Или как у Хорватов, у которых сформировалось две лит. нормы офиц.иекавская, и экавская. Или как у саамов - вообще чистый аналог! - четыре лит. стандарта! 2. Увы и ах, но мы признаем, что это очень близкие но отличные от укр.языки, вводим кафедры и подразделение русинского языка в ЗАкарпатье и так далее.
В обеих случаях надо создать кафедры по изучению русинских говоров и региональной особой истории русинов. В школах и так далее учить "особенности русинского говора", но не творить из этого политики, а скоре просто понуждать любить свою родную вёску, знать и хранить старые обычаи и реч, и всячески показывать, что быть русином это круто. Никакой ассимиляции, но за сепаратизм секирбашка. Если 1, то вопросов далее не возникнет. А если 2 - тут возникнет старая проблема о дистанции укр. и русинского, а главное - о границах русинского. И тут будет явное противоречие с историей и лингвистикой - потому что исторически русины я сказал где были, и лингвистически русины четко отличны только в Пряшове и Срэме, след., 2 вариант может касаться только Срэма и Пряшова, а никак не Ужгорода и Мукачева, потому что если трогать их, то тогда русины должны включить в свой жизненный мир и горизонт идентичности Львов и Черновцы, и признать их своими, а тут уже как никак, они утонут - ибо тогда точка центра идентичности так сместится в сторону украинскости, что они вынуждены будут признать, что они украинцы.... Поэтому для русинов же лучше 1 вариант. Толерантно и по-европейски...