Свиньи в космосе

Nov 04, 2014 20:35

Боб Блэк.
Космос между ушами Даниеля Юста: не самый последний рубеж.
The Space Between Daniel Ust's Ears: Not Quiet The Final Frontier

Согласно либертарианцу Даниелю Юсту (псевдоним), весь космос находится в свободном пользовании, если только “правительство уйдет прочь”. Смешно сказать, Юст никогда добрым словом не упоминает ничего, где правительство непрочь. Само существование правительственной космической программы мешает частным предприятиям выходить в космос не больше, чем факт существования Почтовой службы США мешает бизнесу United Parcel Service (частная компания).

Если программа Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) видится Юсту дорогой и неэффективной (это очевидно), - и если космос, как говорит Юст, предоставляет широкие возможности (не столь очевидно) - почему же предприниматели не перемещаются в космос самостоятельно, как должны бы по прогнозам неоклассических экономистов? Кто им мешает? Одна из конкретных жалоб Юста состоит в том, что NASA, вероятно, не станет закупать экономичную шаттл-технологию у External Tank Corp. (он акционер что ли?). Юст называет себя анархистом и либертарианцем. Что анархистского или либертарианского в закидывании удочки в правительственные контракты?

Конечно, в коммерческом освоении космоса подразумеваются уплата налогов, получение разрешений и соблюдение правил - но это есть и в подлунном бизнесе. Приглашаю Юста вместе посетовать на эти обстоятельства (его плач, вероятно, будет громче, хотя мое сочувствие несколько иного толка). Но какими бы неудобными или аморальными не считал Юст эти повседневные реалии, они не полностью исключают инновацию, только если инновация не оказалась сомнительной с самого начала. Реальность такова, что ради освобождения космического бизнеса от бремени всех других разновидностей бизнеса, инвестор станет прибегать к субсидии космических дельцов, но в каком случае, в сущности, это лучше, чем NASA?

Всегда кажется, что идеологические священники капитализма очень мало понимают как реальные капиталисты ведут бизнес. Американские корпорации, которые чувствуют себя неоправданно стесненными в отечестве, не стесняются вести бизнес за рубежом. Путем внешнеторговых соглашений вроде NAFTA*, налоговым и трудовым законодательством правительство поощряет отток, ведущий к снижению заработной платы внутри страны и таким образом в целом благоприятствует бизнесу. Существует около двухсот номинально суверенных наций-государств. Во многих из них за определенную цену можно позволить себе почти все, будь то отмывание денег, наркотрафик, продажу оружия или кражу интеллектуальной собственности. Багамские острова, например, находящиеся на той же широте, что и мыс Канаверал в штате Флорида (основная база американской космической программы) и в непосредственной близости от США, весьма преуспели в морском разбое. Естественно, все это возможно и в рамках хорошо финансируемой космической программы.

*North American Free Trade Agreement - Североамериканское соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, действующее по модели Евросоюза. Вступило в силу 1 января 1994 года и стало причиной индейской революции в мексиканском штате Чьяпас. См.: Субкоманданте Маркос. Другая революция. Сапатисты против нового мирового порядка. М., Гилея, 2002. (серия “Час Ч”).

Кроме того, есть еще много банкротов, или по крайней мере, жадных бывших коммунистических государств. Казахстану, одному из наиболее агрессивных капиталистов, достались объекты советских космических программ. Пока Юст без сомнений рассуждает о продаже космических технологий правительству, он будет оставаться в неведении относительно покупок космических технологий у правительства. Это совсем не трудно - нанять безработных русских экспертов по программе, запустившей в космос сначала первый орбитальный спутник, потом первого человека, а затем и первую женщину под победоносным красным флагом коммунизма.

Бизнес как таковой вовсе не направлен против правительства. Правительство как таковое не работает против бизнеса. Они сталкиваются время от времени, но так поступают и правительства с правительствами, и бизнес с бизнесом. Они животные одного вида: хищники. И охотятся они на одну добычу: на всех остальных из нас.

Можно найти и совсем очевидные глупости в догматике Юста. Это видно по явным последствиям такого идеологического обмана. Юст выдает, как преимущество частных космических исследований, что на Земле загрязнение окружающей среды в конечном итоге будет уменьшаться. Конечно, точно так же, как NAFTA позволяет США экспортировать отходы в Мексику, а прибыль от производства оставлять себе. Нет необходимости идти по другому пути. Как выразился очень популярный писатель-фантаст, покойный Роберт Хайнлайн, лейтенант ВМС в отставке, “попользовались этой планетой, можно найти другую”. Heute die Erde, morgen die Sonnensystem!* На следующий день!** Замусорим звезды!

*“Сегодня Земля, завтра Солнечная система!” (нем.). Намек на известный нацистский лозунг "Heute Deutschland, morgen die Welt!" (“Сегодня Германия, завтра весь мир!”).
**“На следующий день” - название фильма-катастрофы (1983) американского режиссера Николаса Мейера, повествующего о ядерной войне.

И при этом сохраняется утешительное самомнение, что можно загрязнять свое гнездо, потому что всегда можно найти еще одно. Но мусор, отправлявшийся на орбиту в течение тридцати лет, уже начинает падать обратно. Статистически маловероятно - пока - что, достигнув Земли, он нанесет повреждения. Большая часть упадет в уже загрязненный океан. Но какой будет реакция общества, когда это упадет на общество? Для нового мусора уже мало места на орбите. Если требуются многомиллиардные вложения для очистки наземных свалок, сколько будет стоить уборка космоса?

Мы больше не можем решать наши проблемы, экспортируя их в Мексику или на Марс. Пора решать их здесь. Время, если оно позволяет, это уже сейчас. Не будет спасения ни в каком воображаемом футуристическом техно-чуде. Настоящее еще недавно было будущим для прошлого. Вот оно, будущее, проблемы прошлого не решены, они только усложнились. Мессия не нанесет нам ни первый, ни второй визит. Скрытый Имам никогда не явит себя. История не ставит перед человечеством только те проблемы, которые оно может решить, пусть даже Маркс утверждал обратное.

Мы должны свернуть с пути эксплуатации, прекратить использовать людей, прекратить эксплуатировать природу (в том числе неживую). Тогда и только тогда мы можем рассматривать вопрос о том, когда и как двигаться за пределы планеты. Вселенная может подождать. У нее есть все время в мире. У нас нет.

Перевод Александра Умняшова

Этот текст не вошел в сборник Боба Блэка "Анархия и демократия"

black, hylaea

Previous post Next post
Up