Было у меня сегодня одно житейское впечатление, которое помогло схватить нечто вроде бы элементарное, но ускользавшее от ясного понимания
( Read more... )
Интересный аспект развития мышления. И вполне вписывается не только в филогенез, но и в онтогенез человека. Специалисты рекомендуют тренировать мелкую моторику мелких детей
Но вообще-то, умная работа руками - кайф, все менее доступный для человеков
Да-да. Но тут даже больше, чем просто ловкость пальцев. Есть работа у ГП, где он анализирует, как малыши решают практические количественные задачки с игрушками - сначала просто манипулируя ими, все менее хаотично, потом считают пальчики, т.е. замещают предметы пальцами, потом осваивают числа. Примерно так.
Конечно, не "ловкость пальцев". Моторика, судя по всему, работает как настраиваемая "обратная связь" с реальностью. С той, что "бьется острыми углами". И имеет для мелких не меньшее значение, чем специально организованное внешнее воздействие воспитателей. Можно, наверное, сказать, что мелкие думают и головой, и телом, в отличии от большинства взрослых. А вот более сложные манипуляции (типа счета) - это уже позже, там уже нужно специально организовывать разделение мышления и физического действия. Ибо вместе уже не эффективно
Я бы тут везде заменила слово "труд", сильно т. Энгельсом скомпрометированное, на "деятельность", п.ч., думаю, всякие проторелигиозные ритуалы, игры, да даже и брачное поведение не меньше охоты и собирательства поспособствовали. Очень, кстати, рекомендую замечательную книгу Ю. И. Манина "Математика как метафора", там на схожие темы интересно и внятно.
Ну, так и произошло в ММК: их основным понятием стала деятельность. Но генезис-то маркс-энгельсовый, я хотел это подчеркнуть. В дипломе ГП не только на Энгельса ссылается, но и на Ленина и разок на Сталина. А слово труд я бы реабилитировал. Что ж в нем плохого?
Плохого, понятно, в труде ничего нет, особенно если не мне трудиться, но мне кажется, что игры как бы еще и не поважнее в процессе превращения обезьяны в человека. Ну и религиозное чувство. А Э. все про "труд" долдонил, откуда выведено было, что гегемоном в обществе должен быть рабочий, который на не им изобретенном станке по не им построенному алгоритму ваяет детали не им изобретенных и непонятных ему машин. А тот, кто это организовал - хапуга и эксплуататор. Потому что рабочий "трудится", а они дурака валяют. (А достойнейшая и полезнейшая "деревенская жизнь" - идиотизм). Вот и весь марксизм-ленинизм. А так-то у Вас все верно - замещение объектов знаками и тд.
Ну, тут еще надо перепроверить не оглупляем ли мы Энгельса? Действительно ли он труд сводил к физическому труду? Не напортили ли там интерпретаторы. Сейчас ведь большинство судит о марксизме по 4-й главе "Краткого курса", если не по постсоветской публицистике. Основной пафос марксизма был не против организаторов производства и уж никак не против изобретателей, а против финансистов-ростовщиков. Остальные же попали "под горячую руку" лишь как заинтересованные в сохранении несправедливого (а он таки был несправедливым) строя. Вообще-то, надо бы посмотреть с христианской точки зрения, как "труд в поте лица своего", к которому приговорен падший человек, его формировал в дальнейшем и какую роль он играет в спасении.
Comments 12
Но вообще-то, умная работа руками - кайф, все менее доступный для человеков
Reply
Reply
А вот более сложные манипуляции (типа счета) - это уже позже, там уже нужно специально организовывать разделение мышления и физического действия. Ибо вместе уже не эффективно
Reply
Reply
Очень, кстати, рекомендую замечательную книгу Ю. И. Манина "Математика как метафора", там на схожие темы интересно и внятно.
Reply
А слово труд я бы реабилитировал. Что ж в нем плохого?
Reply
А так-то у Вас все верно - замещение объектов знаками и тд.
Reply
Основной пафос марксизма был не против организаторов производства и уж никак не против изобретателей, а против финансистов-ростовщиков. Остальные же попали "под горячую руку" лишь как заинтересованные в сохранении несправедливого (а он таки был несправедливым) строя.
Вообще-то, надо бы посмотреть с христианской точки зрения, как "труд в поте лица своего", к которому приговорен падший человек, его формировал в дальнейшем и какую роль он играет в спасении.
Reply
Leave a comment