о мышлении руками и идее замещения

Dec 12, 2017 01:28

Было у меня сегодня одно житейское впечатление, которое помогло схватить нечто вроде бы элементарное, но ускользавшее от ясного понимания ( Read more... )

знак, Щедровицкий, работа, дело, мышление, труд

Leave a comment

Comments 12

mxm_bel December 12 2017, 03:23:26 UTC
Интересный аспект развития мышления. И вполне вписывается не только в филогенез, но и в онтогенез человека. Специалисты рекомендуют тренировать мелкую моторику мелких детей

Но вообще-то, умная работа руками - кайф, все менее доступный для человеков

Reply

gignomai December 12 2017, 09:05:20 UTC
Да-да. Но тут даже больше, чем просто ловкость пальцев. Есть работа у ГП, где он анализирует, как малыши решают практические количественные задачки с игрушками - сначала просто манипулируя ими, все менее хаотично, потом считают пальчики, т.е. замещают предметы пальцами, потом осваивают числа. Примерно так.

Reply

mxm_bel December 12 2017, 09:26:49 UTC
Конечно, не "ловкость пальцев". Моторика, судя по всему, работает как настраиваемая "обратная связь" с реальностью. С той, что "бьется острыми углами". И имеет для мелких не меньшее значение, чем специально организованное внешнее воздействие воспитателей. Можно, наверное, сказать, что мелкие думают и головой, и телом, в отличии от большинства взрослых.
А вот более сложные манипуляции (типа счета) - это уже позже, там уже нужно специально организовывать разделение мышления и физического действия. Ибо вместе уже не эффективно

Reply

gignomai December 12 2017, 09:43:44 UTC
Да, наверное, так. Я тут не большой знаток.

Reply


akula_dolly December 12 2017, 07:36:50 UTC
Я бы тут везде заменила слово "труд", сильно т. Энгельсом скомпрометированное, на "деятельность", п.ч., думаю, всякие проторелигиозные ритуалы, игры, да даже и брачное поведение не меньше охоты и собирательства поспособствовали.
Очень, кстати, рекомендую замечательную книгу Ю. И. Манина "Математика как метафора", там на схожие темы интересно и внятно.

Reply

gignomai December 12 2017, 09:09:42 UTC
Ну, так и произошло в ММК: их основным понятием стала деятельность. Но генезис-то маркс-энгельсовый, я хотел это подчеркнуть. В дипломе ГП не только на Энгельса ссылается, но и на Ленина и разок на Сталина.
А слово труд я бы реабилитировал. Что ж в нем плохого?

Reply

akula_dolly December 12 2017, 09:49:49 UTC
Плохого, понятно, в труде ничего нет, особенно если не мне трудиться, но мне кажется, что игры как бы еще и не поважнее в процессе превращения обезьяны в человека. Ну и религиозное чувство. А Э. все про "труд" долдонил, откуда выведено было, что гегемоном в обществе должен быть рабочий, который на не им изобретенном станке по не им построенному алгоритму ваяет детали не им изобретенных и непонятных ему машин. А тот, кто это организовал - хапуга и эксплуататор. Потому что рабочий "трудится", а они дурака валяют. (А достойнейшая и полезнейшая "деревенская жизнь" - идиотизм). Вот и весь марксизм-ленинизм.
А так-то у Вас все верно - замещение объектов знаками и тд.

Reply

gignomai December 12 2017, 10:20:36 UTC
Ну, тут еще надо перепроверить не оглупляем ли мы Энгельса? Действительно ли он труд сводил к физическому труду? Не напортили ли там интерпретаторы. Сейчас ведь большинство судит о марксизме по 4-й главе "Краткого курса", если не по постсоветской публицистике.
Основной пафос марксизма был не против организаторов производства и уж никак не против изобретателей, а против финансистов-ростовщиков. Остальные же попали "под горячую руку" лишь как заинтересованные в сохранении несправедливого (а он таки был несправедливым) строя.
Вообще-то, надо бы посмотреть с христианской точки зрения, как "труд в поте лица своего", к которому приговорен падший человек, его формировал в дальнейшем и какую роль он играет в спасении.

Reply


Leave a comment

Up