Там, кстати, в статье про "форму-материю", обсуждается, в частности, любопытный спор между двумя логиками, Гертрудой Энском и Лукашевичем о "принципе индивидуации" по Аристотелю, т.е. о том, чем различаются две индивидуальные вещи - формой или материей. Лукашевич утверждал, что формой (ну, понятно, вроде, что именно форма определяет
(
Read more... )
Наверное, дорогой Владимир, нужно уточнить, как Вы здесь понимаете слова "исчерпать" и "перечень": онтологически или гносеологически. Я сейчас не вижу, чтобы мы с Александром отрицали, что различие возможно исчерпать перечнем (в смысле "исчерпать перечислением").
Reply
Хайдеггер, как я понимаю, солидарен со мной в том, что усматривает принципиальное различие между способом бытия вещи (наличие) и способом бытия человека (существование, экзистирование).
Reply
Для различения Платона и Аристотеля этого недостаточно?
Reply
Но 1) поскольку Платон и Аристотель уже померли и не могут меняться (онтология) и 2) потому что едва ли мы узнаем о них что-то, сравнимое по различительное силе, с известных.
А вот, в отношении двух ныне живущих или в отношении Шекспира и других кандидатов на авторство пьес все уже не так очевидно.
Reply
Reply
Недостаточность такого способа идентификации лица становится понятной, если мы представим себе процесс бесконечного перебора характеристик, представим, что за каждой парой одинаковых может оказаться пара различных.
Причем это приложимо как к гносеологии, так и к онтологии - второе за счет свободы меняться.
Reply
Reply
Reply
Я давно уже не думаю о Хайдеггере, поэтому мне трудновато о нем и говорить. Так что здесь мне интересно Ваше мнение, а не его :)
Reply
------
Конечно, невозможно. Но мы не можем и пересчитать элементы бесконечного множества, даже натурального ряда, и тем не менее, многое можем сказать о бесконечных множествах, даже сравнивать их.
Говоря о различии лиц, я имею в виду человека как он есть, и Вы, мне думается, правильно пишете, что "уникальность человека нуждается в чем-то еще", кроме исчислимых характеристик души и тела.
Более того, теперь после подсказки Хайдеггера, я могу согласиться, что личности нет, в смысле, что ее нет в наличии как вещи, она есть другим способом.
Вещь есть одним способом, человек другим, а, скажем, пространство и время третьим.
Хайдеггер мне тоже труден для восприятия, но вот эту книгу "Основные проблемы феноменологии", считаю находкой - читать нелегко, но усилие вознаграждается.
Reply
Кстати, а его "Вещь" Вы читали? Поздний Хайдеггер позволяет и на вещи взглянуть иначе, чем прежде.
__________________________
Я обязательно хочу продолжить наш разговор, но позже. Сейчас навалилась срочная работа. После Рождества, надеюсь, продолжим :)
С праздником Введения Богородицы во храм!
Reply
И Вас с праздником!
Reply
Reply
Leave a comment