А мы все переписываемся...

Oct 19, 2017 22:56

поворачивая тему то тем боком, то этим.
Я бодаться, на самом деле, устал. Мне хочется понять что стоит за позицией коммуниканта.
Read more... )

культура, диалог, ситуация, позиция

Leave a comment

dralkin October 20 2017, 10:40:02 UTC
Вроде не подменяю.
Но если ученик задаст детский вопрос: а почему? - то как объясним "четверку"? Например, мы ответим, как предлагает Кактус: потому что в арифметике так принято (общий культурный контекст).
- А почему?
- Потому, - скажем мы, - что очень неудобно обозначать одно и то же кол-во разными знаками. Ведь не называем же мы одно и тоже существо то кошкой, то собакой (если, конечно, это не котопёс).
- Но посмотрите же, 13 это и есть самый настоящий котопёс, - ответит дитё. - 1 это кот, а 3 это пёс.
"Какой интересный мальчуган!" - подумаем мы и ответим так:
- Ты прав. Но посмотри внимательно. Ты кое-что упустил. Котопёс это не только 13, но и 31, а также 22, как мы установили выше. Т.е. котопёс в то же время еще и гусегусь, ведь двойка очень похожа на гуся )). Получается, что одно и то же существо одновременно есть и гусегусь и котопёс.
- Ух-ты!
(В это момент мы переходим к культурному контексту)
- Так вот, чтобы не было в мире путаницы, люди договорились называть такое существо "четверкой" и записывать ее как "4".

Ну и дальше переходим к решению задач, как предлагает Кактус ))

Reply

gignomai October 20 2017, 10:55:50 UTC
Всё зависит от того, какую цель мы ставим. Если мальчуган в самом деле заинтересовался тем, как создаются знаки, то учитель может пойти по Вашему пути (тут много интересного, можно про разные виды цифр рассказать, про буквы и иероглифы, про слова и составные выражения и т.д.). Но это - другой предмет, и вовсе необязательно переходить к нему на уроке арифметики.

Reply

dralkin October 20 2017, 11:31:37 UTC
Почему бы и нет. На разном материале можно сложение показать. Так в формулировках задачах и поступают. Главное, чтобы ученик понимал. Ближайший пример - часовой циферблат. 2 и 2 полных оборота большой стрелки сдивигают маленькую на 4 часовых деления. А полоборота - на полчаса. Но сложение и здесь работает.

Объяснение выше хорошо тем, что мы берем сразу двух вальдшнепов. Во-первых, дитё погружается в ситуацию, а во-вторых, мгновенно запоминает таблицу сложения для "четверки". И ничего не надо зубрить.

Reply

gignomai October 20 2017, 11:43:19 UTC
Не очевидно, что понимание должно предшествовать запоминанию. Так приятно думать, но это неочевидно.

Reply

dralkin October 20 2017, 12:06:17 UTC
Предположим, что понимание не нужно.
Тогда ним понадобится какая-нибудь мнемоническая техника. И было бы круто, если бы она составляла часть арифметики и сохраняла арифметические действия. Или так не получится?

Reply

gignomai October 20 2017, 12:49:13 UTC
Предлагайте :)

Reply

dralkin October 20 2017, 16:15:03 UTC
Я рассуждаю. Ответил на ваше замечание. Идей нет пока.

Но мне кажется, что память "работает" по принципу 2+2=22. Просто подклеивает одну двойку к другой - и фиксирует такой вот "лоскут". И в целом она как лоскутное одеяло. А вот, обнаружить, что лоскуты 22, 31 и 13 есть тоже самое - это уже нетривиальный ход.

Или м.б. у памяти есть два различных режима работы: ползучий (или гладкий, когда образуются лоскуты) и второй режим - скачкообразный (когда различные лоскуты склеиваются в один).

Reply

kaktus77 October 20 2017, 18:40:57 UTC
== Тогда ним понадобится какая-нибудь мнемоническая техника

Не понадобится. Детская память в этом возрасте практически абсолютна. Самое простое для ребенка - запомнить таблицу сложения и т.п. Собственно, это происходит автоматически, если включено в интересный для него контекст - игру там, интересную ему задачу и т.п.
Особенно если информация вводится дозировано, порциями. Сначала обыгрываются небольшие числа, а затем постепенно вводятся новые. На каком-то этапе можно и числовой ряд вводить, когда базовые структуры будут уже сформированы (пусть только на маленьких числах - до 3-х,4-х там)

Reply

dralkin October 20 2017, 19:28:41 UTC
А какие задачи, по вашему опыту, детям были интересней всего?

// когда базовые структуры будут уже сформированы

Т.е. все-таки с устройством ряда (со структурой действий в нем) идет в начале работа. Или вы про другое?

Reply

kaktus77 October 20 2017, 19:38:21 UTC
Задачи должны быть не только интересными, но и полезными :) Формировать эту самую базовую структуру. А именно - знаковую структуру числа, как замещения количества. Как я уже выше говорил, это как раз подход альтернативный по отношению к порядковому (устройству ряда)

А чтобы игра (задача) была интересной, она может имитировать какие-то практические ситуации - покупку подарков в магазине там, путешествие по разным странам и т.п. Это вопрос фантазии педагога.

Reply


Leave a comment

Up