+++1. Возмездие. Это, кстати, и есть основная идея, которая в многократно претворенном, причесанном виде лежит в основе права как такового, права-справедливости, justicia. Неужели не очевидно, что кровная месть чеченов, око за око древних евреев и иже с ними (jus talionis) и "пропорциональность"
На мой взгляд, кровная месть не имеет ничего общего с принципом пропорциональности. Кровная месть -- это обычай, а принцип -- это право. Разница здесь принципиальная. Вы судите здесь по внешним признакам сходства, а суть упускаете. А между тем внешнее сходство (по результатам) здесь случайное по отношению к сути.
В чем принципиальная разница кровной мести и принципа пропорциональности? В том, что кровная месте утверждает (клановую) обособленность, а принцип, наоборот, равенство всех людей (перед законом). В одном случае суд совершают люди являющиеся сторонами конфликта, а в другом -- люди никак не заинтересованные.
Вот эта разница между обособленностью и равенством принципиальная. Первая ведет к увеличению обособленности людей и, следовательно, к умножению зла. В второе -- объединяет общество и способствует уменьшению зла. Так как природа зла (если можно так выразиться) заключается в разъединении еще объединенного, а природа добра в соединении пока еще разделенного. В данном случае речь идет об обществе.
Принцип наказания ("око за око") нешне, казалось бы, один, но способ его осуществления в случае закона принципиально отличается от обычая. Не надо соблазняться внешним сходством явлений, если суть у них разная
кровная месть не имеет ничего общего с принципом пропорциональности. Кровная месть -- это обычай, а принцип -- это право. Разница здесь принципиальная. Вы судите здесь по внешним признакам сходства, а суть упускаете. А между тем внешнее сходство (по результатам) здесь случайное по отношению к сути. ----- А, на мой взгляд, все прямо наоборот. Есть некоторый содержательный принцип, определяющий, что должно быть сделано для восстановления справедливости: "око за око", "смерть за смерть". И есть обстоятельства, механизмы его осуществления, ответственные за его осуществление, разного рода теоретические "бантики", его оформляющие. А фундаментальное основание остается тем же: что взял, то и отдай, включая жизнь.
разница между обособленностью и равенством принципиальная. Первая ведет к увеличению обособленности людей и, следовательно, к умножению зла. В второе -- объединяет общество и способствует уменьшению зла. ------ Ну так Вы подменили предмет обсуждения. Это просто другой принцип, которого я не обсуждал: кому выносить приговор и вершить наказание - жертве или независимой инстанции. Разумеется, это важно. Но и при самосуде, и при беспристрастном суде остается вопрос о содержательном основании решений - возмездие или что-то иное.
На мой взгляд, кровная месть не имеет ничего общего с принципом пропорциональности. Кровная месть -- это обычай, а принцип -- это право. Разница здесь принципиальная. Вы судите здесь по внешним признакам сходства, а суть упускаете. А между тем внешнее сходство (по результатам) здесь случайное по отношению к сути.
В чем принципиальная разница кровной мести и принципа пропорциональности? В том, что кровная месте утверждает (клановую) обособленность, а принцип, наоборот, равенство всех людей (перед законом). В одном случае суд совершают люди являющиеся сторонами конфликта, а в другом -- люди никак не заинтересованные.
Вот эта разница между обособленностью и равенством принципиальная. Первая ведет к увеличению обособленности людей и, следовательно, к умножению зла. В второе -- объединяет общество и способствует уменьшению зла. Так как природа зла (если можно так выразиться) заключается в разъединении еще объединенного, а природа добра в соединении пока еще разделенного. В данном случае речь идет об обществе.
Принцип наказания ("око за око") нешне, казалось бы, один, но способ его осуществления в случае закона принципиально отличается от обычая. Не надо соблазняться внешним сходством явлений, если суть у них разная
Reply
-----
А, на мой взгляд, все прямо наоборот. Есть некоторый содержательный принцип, определяющий, что должно быть сделано для восстановления справедливости: "око за око", "смерть за смерть". И есть обстоятельства, механизмы его осуществления, ответственные за его осуществление, разного рода теоретические "бантики", его оформляющие. А фундаментальное основание остается тем же: что взял, то и отдай, включая жизнь.
разница между обособленностью и равенством принципиальная. Первая ведет к увеличению обособленности людей и, следовательно, к умножению зла. В второе -- объединяет общество и способствует уменьшению зла.
------
Ну так Вы подменили предмет обсуждения. Это просто другой принцип, которого я не обсуждал: кому выносить приговор и вершить наказание - жертве или независимой инстанции. Разумеется, это важно. Но и при самосуде, и при беспристрастном суде остается вопрос о содержательном основании решений - возмездие или что-то иное.
Reply
Leave a comment