penitentia

Sep 29, 2017 11:38

Читая тюремный дневник Марии Алёхиной (Pussy Riot), в который раз поразился тому, как христианское и постхристианское человечество никак не может самоопределиться в своем отношении к преступнику и продолжает себе врать ( Read more... )

наказание, преступление, закон

Leave a comment

euhenio September 29 2017, 13:43:51 UTC
"Основополагающий принцип ветхозаветного уголовного права - закон равного или пропорционального возмездия: «Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх 21. 24-25). Этот принцип исходит из идеи справедливости, насколько она могла быть воспринята древним евр. народом" (ПЭ).

Основной принцип любого права, так или иначе исходящего от ветхозаветного (а это, например, и шариат тоже), это идея справедливости и, соответственно, пропорциональности возмездия.

Другим источником современного права является римское право, основным принципом которого является равенство всех перед законом. Что тоже, в некоторой степени, соответствует идее пропорциональности.

Славянское уголовное право ("Русская Правда"), в определенной степени, тоже основано на идее справедливости.

Особняком стоит только англо-саксонское (американское) право, основанное на прецеденте.

В целом, следовательно, ни один из четырех пунктов не подходит. Право в целом (если, конечно, такой подход вообще имеет право на существование) можно считать основанным на идее справедливости и вытекающей из нее идеи пропорциональности наказания преступлению.

Наиболее варварским в этом смысле является англо-саксонское (американское) право, вытекающее из архаичного права, основанного на обычае и прецеденте

Reply

gignomai September 29 2017, 14:10:46 UTC
Конечно, право по сути своей есть воплощение представлений о справедливости (jus, justicia) - это и в римском праве, и в кровной мести. В моем перечне это пункт 1. Но моя мысль состояла в том, что пенитенциарная практика определялась далеко не только справедливостью. За жестокостью наказаний стояла не столько идея справедливого воздаяния, сколько вполне прагматическая цель - устрашить. Думаю, что она в значительной мере существует и сейчас. И идею "социальной защиты" я не придумал, и идею "исправительно-трудовых лагерей" - ни в том, ни в другом случае справедливость не играет главной роли.
Так что Ваш вывод - "ни один из четырех пунктов не подходит" - по-моему, поспешен :)

Reply

euhenio September 29 2017, 15:14:40 UTC
Я не знаю, какой вопрос (тезис) Вы задавали:-), так как он сформулирован не отчетливо. Поэтому я отвечал на вопрос, который смог из исходного текста выделить (и который мне показался в теме самым важным): в чем суть права вообще (если ее можно вообще выделить). Суть права в справедливости. Этот пункт, на мой взгляд, не подходит:

+++1. Кара, возмездие, удовлетворение пострадавшего (penitentia на латыни и значит "удовлетворение").

так как в нем нет слова "справедливость". Кровная месть сюда тоже не подходит, потому что это обычай, а мы говорим о праве, это разные вещи. Архаичное право (и примкнувшее к ним прецедентное) может наследовать обычаю, но мы о нем, насколько я понимаю, речь и не ведем.

Поэтому

+++христианское и постхристианское человечество никак не может самоопределиться в своем отношении к преступнику и продолжает себе врать.

на мой взгляд, право христианское и постхристианское давно уже самоопределилось в своем отношении к преступнику: основой права является пропорциональность наказания. А как конкретно уже в каждом УК определяется эта пропорциональность -- это дело законотворчества в каждой отдельной стране и отрасли того или иного права в целом. Она зависит от набора инструментов (наказания) и чувства справедливости законодателей:-) (определяющих в том или ином случае пропорциональнсть преступления и тех или иных инструментов).

Смысл всего этого в утверждении справедливости. Общество должно ощущать, что справедливость (в целом) не нарушается, тогда оно является, в этом отношении, устойчивым

Reply

gignomai September 29 2017, 15:52:07 UTC
Дело же не в слове. "Удовлетворение" подразумевает справедливость.

В остальном же мне кажется, что различие в наших подходах к теме в том, что Вы говорите о правовых доктринах, а я больше о том, что стоит за реальной практикой. Конечно, доказать правоту моих утверждений мне сложнее, т.к. но неужели Вы будете отрицать такие очевидные мотивы, как устрашение и изоляция, пресечение возможностей совершать преступление.
С другой стороны, странно, что Вы пренебрегаете такими официальными понятиями права, как "социальная защита" (советское право 20-хгодов) и "исправительно-трудовая система" (действует и сейчас).

Reply

euhenio September 29 2017, 16:06:42 UTC
Конечно, я говорю о правовых доктринах. Сначала, на мой взгляд, надо понять суть права, а потом уже судить о том, в какой мере конкретные законы и правовые идеи от этой сути отклоняются. В таком случае есть на что опереться в своем анализе.

В этом смысле все, что Вы высказали относительно разных чуждых праву идей и законов, правильно. Но важно, на мой взгляд, понимать почему:-). То есть здесь надо идти от общего к частному, а разве в методологии это не так:-)

Reply

gignomai September 29 2017, 16:52:06 UTC
Да, но я не уверен, что здесь то общее, от которого нужно идти, это идея справедливости. Я очень ценю справедливость, но ее приложимость не универсальна. И в том-то и дело, что за этими "чуждыми праву идеями" есть своя правда, можно даже сказать, справедливость, но более глубокого порядка. Не справедливо ли оградить общество мирных людей от убийц? Но для этого меры в их отношении не обязательно должны быть прямым образом справедливы. Не справедливо ли попытаться исправить неумного преступника? Опять-таки не прямая справедливость (сделал - получай) тут работает.
А главное, мне важно поставить проблему, показать, что лежащие на поверхности решения - не работают, самообман.

Reply

euhenio September 29 2017, 17:47:40 UTC
но ведь мы не зря начали с ветхозаветного закона:-)
пропорциональность наказания -- это справедливость в этой области установленная Богом, а остальные виды справедливости выдуманы людьми и справедливостью, скорее всего, только кажутся:-)

Reply

gignomai September 29 2017, 20:26:25 UTC
Ну а какой принцип наказания (чуть поконкретней, чем справедливый и милостивый) по-христиански следовало бы положить в основу светского суда?

Reply

euhenio September 30 2017, 16:16:53 UTC
Имхо, принцип пропорциональности уже лежит в основе всякого суда. В какой мере конкретное законодательства от него отклоняется, в такой оно несостоятельно.

Конкретизировать этот принцип не имеет смысла, его конкретное применение сильно зависит
от набора инструментов наказания и мнения общества, в каждой отдельной стране они существенно разные.

Главное, имхо, к чему надо стремиться: общество должно ощущать, что наказание пропорционально преступлению, тогда общество (в этом отношении) консолидируется.

Так, по крайней мере, вытекает из христианского видения общественного мироустройства. Государство и право -- это ветхозаветные институты, призванные в процессе мировой истории быть буфером между Новым Заветом и язычеством

Reply

gignomai September 30 2017, 16:40:31 UTC
Трудно не согласиться :)
Но, к сожалению, непонятно, как этим руководствоваться. Дело не в деталях, а в содержании понятия "пропорциональности" - как измерять, особенно в случае тяжелых уголовных преступлений.
И кроме того, я склонен настаивать, что цели "социальной защиты" и "мсправления" в качестве дополнительных сохраняют свою силу.

Reply

euhenio September 30 2017, 17:06:08 UTC
+++ к сожалению, непонятно, как этим руководствоваться. Дело не в деталях, а в содержании понятия "пропорциональности" - как измерять, особенно в случае тяжелых уголовных преступлений.

это уже не дело историков и исследователей права (а дело юристов, занимающихся составление УК в каждой отдельной стране)

но пофантазировать можно

вот нашел же автор "Капитала" (до сих пор еще актуальную) формулу стоимости: "стоимость -- это овеществленный труд":-), (грубо говоря) время, затраченное на изготовление продукта

жалко, что ко злу эту идею применить нельзя, так как зло не имеет никакого эквивалента себе среди всех категорий сущего

поэтому, видимо, (юристам) лучше не фантазировать, а руководствоваться своим опытом, знанием (истории) законодательства (других стран) и опросами населения

последнее, мне кажется, будет играть все большую роль в связи с возросшими техническими возможностями

Reply

gignomai September 30 2017, 17:15:49 UTC
Ну нет, не могу согласиться глубокие вопросы решать опросом населения.
И потом, те, кого опрашивают, они-то как приходят к суждению?

Reply

euhenio September 30 2017, 17:25:29 UTC
население -- один из (основных) источников права
источник не судит о праве, он его порождает:-)

Reply

illogicaly September 29 2017, 20:09:48 UTC
"больше о том, что стоит за реальной практикой"

Тюрьма-насилие-монополия государства. Нет тюрьмы - нет государства.

Reply

gignomai September 29 2017, 20:22:47 UTC
А Вы как предложили бы обходиться с убийцами, насильниками и проч.?

Reply

illogicaly September 29 2017, 21:12:49 UTC
В идеале - сделать невозможными умышленные и прощать за неумышленные.
В реале - наказывать, понижая постепенно градус кровожадности большинства населения.
Очень важно при этом идти по пути запада (про улучшение содержания, как Вы упомянули) т.к. это будет девальвировать обычную жалость к осужденным. Эта жалость сильно повышает социальный статус наказанных, что наверное, не правильно.

Reply


Leave a comment

Up