+++ Происходит то, что можно назвать спиритуализацией и психологизацией молитвы. Она, подобно медитации, все больше воспринимается как своего рода аутотренинг.приведения себя, своего душевного состояния в порядок. И, соответственно, простая, наивная молитва о материальном благополучии - своем или близких - отторгается как нечто недолжное и неумное. Ну и есть, конечно, тому разумные основания: Бог что, Сам не знает, что тебе надо, или делать Ему нечего как твоими мелкими нуждами заниматься
( ... )
Насколько я понял, в главном мы с Вами согласны: об изменении смысла и качества молитвы при движении к Богу. Но у меня есть один не разрешенный вопрос. Вроде бы сам этот путь видится по-разному, в зависимости от того, как понимать состояние близости. Пророк или обоженный человек? Вообще, мне не вполне ясно соотношение трех образов совершенства: пророк, святой, обоженный? С благодарностью приму разъяснение.
Я бы определил эти термины так. Пророк -- это, как правило, ветхозаветный святой или новозаветный обладающий пророческим даром. Обожение (богообщение) -- высшая степень святости, но как начатки (причастие Духу, рождение от Духа) проявляющаяся у всех святых. Святые -- это, в целом, все родившиеся от Духа и имеющие начатки обожения (но надо помнить, что святость -- термин многозначный и употребляется в литературе во многих смыслах). Рождение от Духа и от воды (крещение) -- это разные вещи. Иногда рождающиеся (редко) рождаются через крещение, чаще всего через аскетику. Как-нибудь так.
Или можно так, более богословски. Энергийно Дух действует (в особенности) во всех христианах (во всем творении). Как причастие (дуновение на Адама и апостолов) -- во всех святых. В полноте (Пятидесятница) -- в испытавших обожение
Спасибо. Но с пророком все равно непонятно. Вы даете круговое определение: пророк - обладающий пророческим даром. Если Вы имеете в виду дар предвидения будущего, то это упрощение, не передающее смысл пророческого служения - пророка как уст Божьих, как человека, допущенного в совет Божий.
+++смысл пророческого служения - пророка как уст Божьих, как человека, допущенного в совет Божий
теперь уже я не совсем понимаю, откуда такое определение пророческого служения может, оно и правильное в русле определенной терминологии, но не пойму какой (пророк слово многозначное, можно дать ему несколько различных определений)
Я основываюсь на чтении Исайи и Иеремии. Могу ссылки дать на стихи. Во всяком случае, из этих и других ветхозаветных книг ясно, что истинный пророк - это не предсказатель будущего, не в этом смысл его служения.
+++пророк - это не предсказатель будущего, не в этом смысл его служения
На мой взгляд, ветхозаветный пророк -- прообразователь будущего Воплощения. Вообще весь смысл веков предшествующих Воплощению -- его прообразование и подготовка к грядущему Воплощению. Священная история делится на века подготавливающие вочеловечивание Бога и века совершающие обожение человека (и всего творения).
Поэтому пророк до Воплощения свидетельствует о грядущем Воплощении. А пророк после Воплощения свидетельствует о грядущем в будущем веке и уже наступающем в этом веке обожении. Это их основная миссия, что не исключает наличия, в каждом конкретном случае, каких-то частных.
Вот мы с Вами беседуем об обожении и таким образом исполняем (в какой-то мере и в меру своих слабых сил) пророческую миссию:-)
Я понимаю Вами сказанное. Но сейчас, когда я читаю пророческие книги и вдумываюсь в смысл того, что в них сказано, предлагаемая Вами и вполне понятная схема, не все помогает понять. У обоих упомянутых мною пророков есть места, прямо прообразующие Христа, есть предвидения ближайшего будущего Израиля, но есть и другое: свидетельство об особых отношениях пророка с Богом. Один из очень ясных образов этих особых отношений: участие в совете Господнем (Иерем. 23:18, 22). Не есть ли это прообраз того, что составляет и наш идеал?
Reply
Но у меня есть один не разрешенный вопрос. Вроде бы сам этот путь видится по-разному, в зависимости от того, как понимать состояние близости. Пророк или обоженный человек? Вообще, мне не вполне ясно соотношение трех образов совершенства: пророк, святой, обоженный? С благодарностью приму разъяснение.
Reply
Или можно так, более богословски. Энергийно Дух действует (в особенности) во всех христианах (во всем творении). Как причастие (дуновение на Адама и апостолов) -- во всех святых. В полноте (Пятидесятница) -- в испытавших обожение
Reply
Reply
теперь уже я не совсем понимаю, откуда такое определение пророческого служения
может, оно и правильное в русле определенной терминологии, но не пойму какой (пророк слово многозначное, можно дать ему несколько различных определений)
Reply
Reply
На мой взгляд, ветхозаветный пророк -- прообразователь будущего Воплощения. Вообще весь смысл веков предшествующих Воплощению -- его прообразование и подготовка к грядущему Воплощению. Священная история делится на века подготавливающие вочеловечивание Бога и века совершающие обожение человека (и всего творения).
Поэтому пророк до Воплощения свидетельствует о грядущем Воплощении. А пророк после Воплощения свидетельствует о грядущем в будущем веке и уже наступающем в этом веке обожении. Это их основная миссия, что не исключает наличия, в каждом конкретном случае, каких-то частных.
Вот мы с Вами беседуем об обожении и таким образом исполняем (в какой-то мере и в меру своих слабых сил) пророческую миссию:-)
Reply
Reply
Leave a comment