К типологии поэтических начал

Aug 29, 2017 14:14

Повод - изданная "Текстом" книга стихов французского классика Поля Валери (в переводе А.Кокотова-travellersjoy, двуязычная ( Read more... )

поэты, музыка, поэзия, типология

Leave a comment

chur72 August 29 2017, 10:30:46 UTC
"Образ, представляющий поэтов, получающими свои лучшие творения от воображаемых существ, - непереносим, или должен быть непереносимым. Концепция "передаточного звена" - унизительна. Что до меня, то я этого совсем не хочу. Я взываю только к случайности (составляющей основание любого разума) и затем к упорной работе, даже идущей против этой случайности"
_______

Бывает одержимость духом рацио. Но это ведь, наверное, тоже одержимость?

Здесь наверное принципиальный вопрос даже не о том, кто есть кто по сути (что-то подозреваю, что суть то у всех одна), а в том, кто как себя позиционирует (и это самопозиционирование сказывается в том числе и на строе поэзии).

В 20-м веке как-раз пошла мода на "мастерство", причём не только в поэзии. В поэзии - в качестве примера - весь русский символизм, за исключением, пожалуй, Александра Блока, а вслед за ним весь русский футуризм вместе с русским акмеизмом и, в конце концов, отпочковавшаяся от них русская формальная школа).
Вне поэзии типичный пример - Сергей Эйзенштейн. Последний, впрочем, признавался, что многие свои рационализированные описания собственного творчества он создавал "задним числом", то есть был таким Моцарт, прикидывающийся Сальери)

Вне российского культурного контекста - кроме Поля Валери - Эдгар По. Он тоже описывал создание своего "Ворона" как якобы заранее продуманную, спланированную и рассчитанную вещь.

Reply

gignomai August 29 2017, 13:18:08 UTC
Ну, одержимость рацио - это не про то. Я имею в виду превращение себя в голос Иного, то самое, против чего писал Валери. Поэтический экстаз-мания греков и пророчество у евреев.
Но понимаю, что картина сложнее и оговорил это. И самими "началами", и, тем более, с их приложением к отдельным поэтам. Очень верно то, что Вы пишете относительно расхождения между творчеством и его самоинтерпретацией.

Reply

chur72 August 29 2017, 14:42:30 UTC
Так ведь и я имею в виду то же самое, когда говорю, что одержимость духом рацио - это тоже одержимость. Превращение себя в голос Иного может присутствовать в обоих случаях. Устами гордеца (а в сальеризме очень много гордыни) говорит дьявол) Ну про дьявола, это шутка, конечно, но в каждой шутке...

Здесь, возможно, к месту будет вспомнить лотмановскую идею, что первыми технократами были люди, занимающиеся магией. Магические практики также могут предусматривать экстаз, принципиально, что это КОНТРОЛИРУЕМЫЙ экстаз.

Reply

gignomai August 29 2017, 15:10:39 UTC
Не могу согласиться. Контролируемый экстаз - это оксюморон.
Можно служить дьяволу, заключив с ним договор, как Фауст, но это не одержимость. В моем понимании одержимость - это опьянение, а опьянению противоположен самоконтроль, рефлексивность.
Хотя... несколько усложню мысль - можно, наверное, говорить об одержании, рабстве воли. Тогда математика безудержно щелкающего задачи можно назвать одержимым (в отношении воли). Но разум у него сохраняет самоконтроль, иначе задачки не решаются.
Применительно к поэзии можно себе представить одержимого стихосложением, но, если стихи он конструирует, а не пишет "с голоса", то в моей типологии он инженер, а не шаман.
Но Вы правы, это еще больше усложняет систему различений.

Reply

chur72 August 29 2017, 15:26:09 UTC
Не знаю, оксюморон или не оксюморон, но в исследованиях по шаманизму, это выражение встречается довольно часто (как и выражение "контролируемое безумие", активно используемое Карлосом Кастанедой - антропологом по образованию). Кстати, классичесская работа Мирчи Элиаде о шаманизме называется "Архаичные ТЕХНИКИ экстаза". Но соглашусь, что тема сложная и неоднозначная.

Reply

gignomai August 29 2017, 16:06:15 UTC
Сложная, конечно. Но кое-что все-таки разобрать можно :).
Вот простая аналогия. У меня есть техника приведения себя в измененное состояние сознания с помощью водки, наркотика, ритмической музыки танца или холотропного дыхания. Это контролируется. Но когда я уже в трансе, контроль кончается - ради этого все и делалось.
Но, смотрите, мы с Вами это и делаем - усложняем систему различений: что и на какой стадии подлежит рациональному контролю, а что нет? причем каждый переход от контроля к трансу может быть намеренным и спонтанным, в разной мере осознанным... да еще свидетель может врать, грубо говоря...
Спасибо, здорово продвинулись.

Reply

chur72 August 29 2017, 16:09:36 UTC
Ну вроде как - хотя я тут не специалист, конечно - в трансе он (контроль) как-раз только начинается) ну это как контролируемый сон у уже помянутого Кастанеды

Reply

gignomai August 29 2017, 16:17:42 UTC
Да? Я почти не знаю Кастанеду. Но все, что я по этому поводу знаю - из книг и личного опыта вроде бы говорит о другом...
Впрочем, Ваша уверенность меня см. смутила. Посмотрю хоть Элиаде "Техники экстаза", что он там про самоконтроль пишет.

Reply

chur72 August 29 2017, 16:26:48 UTC
посмотрите главку "Шаманизм и психопатология" из первой главы

Reply

gignomai August 29 2017, 16:46:43 UTC
Тотчас же и прочитал. Ну что? Элиаде утверждает:
1. Что шаманы (во всяком случае, многие из низ) - не психически больные.
2. Что транс они могут вызывать произвольно (хотя не всегда, есть случаи непреодолимого влечения).
3. Приводит пример контроля в трансе: способность не промахиваться при, казалось бы, случайных метаниях к разным предметам.
Все это вполне соответствует "шаманическому" типу поэтического творчества:
1. Упаси Боже, считать поэта психом.
2. Бывает и так, и так, насколько мне известно. Бывает непроизвольный подъем (вдохновение), бывают и приемы прихода в это состояние.
3. Ну и, конечно, у любого поэта, самого экстатического ("безумного" по Демокриту) потеря самоконтроля не тотальна, иначе он бы не писал стихи ("перо к бумаге"), а чревовещал что ли...

Reply

chur72 August 29 2017, 16:50:47 UTC
ну, может быть и так

Reply

robinzon_od August 29 2017, 19:39:59 UTC
Прошу извинить за самоцититату http://robinzon-od.livejournal.com/540.html. Здесь было источником вдоховение, но дальнейшие попытки "конструировать" не получили развития.

Reply

gignomai August 29 2017, 20:42:49 UTC
Знакомо... :)
Хорошая строчка: Перо, к бумаге приближаясь, плачет.

Reply

robinzon_od August 29 2017, 21:05:16 UTC
Спасибо! Пунктуацию прошу извинить.

Reply

chur72 August 30 2017, 05:03:45 UTC
Тоже прошу извинить) мы тут всю эту тематику вот тут мусолим, возможно Вас заинтересует http://chur72.livejournal.com/114663.html#comments

Reply

gignomai August 29 2017, 13:32:02 UTC
Или вот очень мною любимый (за исключением откровенно гомоэротических стихов)Михаил Кузмин. Певец "прекрасной ясности", очень музыкальный, иногда прямо-таки щебечущий ("Ах, нездешние вечера...") - и кто ж его знает, по наитию он писал или с расчетом.
А Ахматовское "Творчество" - вроде бы прямо по наитию. А она очень рациональный поэт со склонностью к риторике.
Наконец, Пушкин:
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем...
и исчерканные в поисках слова черновики.

Reply


Leave a comment

Up