К типологии поэтических начал

Aug 29, 2017 14:14

Повод - изданная "Текстом" книга стихов французского классика Поля Валери (в переводе А.Кокотова-travellersjoy, двуязычная).
В послесловии переводчика остановило внимание то, что сам Валери писал о поэзии. Это стоит привести:

"В области поэзии у меня есть порок: я не люблю (почти до страдания) все то, что не дает мне ощущения совершенства. И, подобно другим порокам, он только усугубляется с возрастом".
И еше:
"Образ, представляющий поэтов, получающими свои лучшие творения от воображаемых существ, - непереносим, или должен быть непереносимым. Концепция "передаточного звена" - унизительна. Что до меня, то я этого совсем не хочу. Я взываю только к случайности (составляющей основание любого разума) и затем к упорной работе, даже идущей против этой случайности". И еще одна запись про поиск слова:
"Поэзия. Я ищу слово (говорит поэт), это слово должно
1) быть существительным женского рода
2) состоять из двух слогов
3) содержать П и Ф
4) заканчиваться немой гласной
5) быть синонимом надлома, распада
6) быть не ученым и не редким!
По меньшей мере шесть условий!"
(Память: "Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды").

Как говорил Шеварев, учитель ГП, мысль содержательна, если она ПРОТИВ чего-то и кого-то. По этому параметру (согласен с переводчиком) - высший класс.
А меня в голове сложился черновой набросок "типологии поэтических начал".
Исходное различение мне подсказал давно еще большой читатель русской поэзии и интересный философ, мой друг А.Соболев: есть поэты-риторы и поэты-музыканты - ну, скажем, Маяковский и Блок как хрестоматийные примеры. Это, так сказать, по продукту, стиху и его воздействию на читателя. В отношении последнего (воздействия) главное - это то, что "риторы" вызывают восхищение, ими любуются, а воздействие "музыкантов" суггестивное, они завораживают. Тут надо бы, конечно, навалить примеров, они и роятся в памяти. Но не буду - во-первых, каждый сам вспомнит, во-вторых (главное), с настоящими поэтами не так просто, их легко по этим двум категориям не распределишь. Поэтому-то "типология начал", а не поэтов, у которых эти начала обычно соединены в разных пропорциях.
Но теперь самое интересное. Сначала мне показалось, что Валери прекрасно умещается в категорию "риторов". Отчасти так и есть. Что бы там ни писали о том, что в посмертно опубликованных эротических стихах - не тот Валери, холодный классик, которого почитают, но не любят, а совсем другой, не могу согласиться. Он и о безумии страсти витийствует...
Но в приведенных в начале этой записи аксиомах поэтического труда - еще один критерий различения: поэт-инженер и поэт-шаман, поэт, конструирующий стих, и поэт, одержимый - богом, духом, бесом, попробуй разбери... Словом, говорящий с чужого голоса, как пророк или шаман. Тип, ненавистный Валери. И, как я понимаю, его переводчику. Он всегда существовал в поэзии, а сейчас получил особенно широкое хождение. Любопытно, что даже внешне этот род стихов часто отличает отсутствие заглавных букв и знаков препинания (духу не того...). На мой вкус, это иногда хорошо, иногда совсем плохо. Вот пример того, что мне нравится - Сергей Шестаков:
ходишь бормочешь маменька маменька а она в ответ катманду катманду
полно мой маленький моя маленькая я ведь уже одной ногой по колено нигде нигде
помню омыли меня ключевой водой обернули меня белым облаком в шестьдесят никаком году
время смерти моей подошло к концу к ледяной черте золотой кутье подступающей темноте
если там куда я уйду и впрямь темно если это дно черное рядно теневой надир
не грусти мой маленький моя маленькая повторяй корея корея и все пройдет
посмотрите на малых сих сих двоих что сейчас одно нет прекрасней их они меня впустят в мир
одного зовут иоаким другую анна и ждать им неполный год..

Тут еще есть интересный поворот: когда один тип имитирует другой. Мне кажется, что примером этого могут служить чинари-обереуты, особенно Введенский: тщательно просчитанное безумие, бессмыслица - для передачи невыразимого смысла.

Это набросок, так что я не буду развивать эти мысли. Приведу только несколько высказываний о поэзии самих поэтов и их читателей из подборки, которую делал для давным-давно написанной и даже опубликованной своей статьи "Энергетика знака".
Самые точные слова на точных местах (Кольридж)
Поэзия - вибрация смысла (Оболдуев)
Поэзия есть музыка речи, выражающая музыку души (Уильям Хэзлит)
Без безумия не может быть ни один большой поэт (Демокрит).

поэты, музыка, поэзия, типология

Previous post Next post
Up