Два рода позиционирования и два подхода к разномыслию

Aug 22, 2017 17:45

Работа ММК изначально строилась на культивировании разномыслия и работе с ним. Было, как я понимаю, найдено два способа работы с разномыслием.

Первый - это конфигурирование. Простая идея, легко понимаемая по аналогии с проекциями геометрической фигуры на оси или плоскости. Никому же не придет в голову просто присоединять одну проекцию к другой, их надо соорганизовать в многомерную конструкцию. То же и с соорганизацией - конфигурированием - разнопредметных знаний об одном объекте. Продукт конфигурации - новое сложное представление объекта.

Причиной различного представления одного объекта является разнопозиционность представляющих, то, что они находятся на различных местах в системе деятельности, из которых объект видится по-разному.

Но был разработан и другой способ работы с ситуацией многопозиционности, ставший основным в оргдеятельностных играх. Именно он обсуждается Г.П.Щедровицким в приводившихся мною отрывках из записей ОДИ-12 ( здесь, здесь и здесь). В этом случае ищется не единое представление объекта, который позиционеры видят по-разному, и целью является не единомыслие относительно объекта. Стратегия состоит в переходе с предметной плоскости на ортогональную ей оргдеятельностную, т.е. в выработке организационных форм кооперации разномыслящих позиционеров (в ОДИ-12, посвященной образованию, это студенты, преподаватели, методисты, администраторы и т.д.).

Но я обращаю внимание на то, что слово "позиция" имеет два разных значения. Г.П. под позицией (в этих текстах, по крайней мере) понимал, как я уже сказал, место в системе деятельности. В другом же значении позиция - это мировоззрение и основанная на нем жизненная стратегия - прежде всего, политическая или религиозная. Вопрос о сосуществовании людей с разными позициями в этом втором смысле явно не менее важен. Можно ли решать его способами, разработанными в ММК?
И вот тут любопытные аналогии.

Аналогом первого способа, конфигурирования, можно, мне кажется считать разного рода компромиссные, согласительные конструкции. В религии это ближайшим образом экуменизм, будь то экуменизм христианский или иудеохристианский, или разные синкретические религии единого бога, рассматривающие исторические конфессии как свои проекции. Они вызывают законное сопротивление со стороны верующих, так как предполагают релятивизацию предметов веры, что по сути с верой не совместимо.

Аналогом второго представляется концепция секулярного (светского) общего пространства, где все позиционеры действуют в ограниченных, но жизненно важных пределах сообща в соответствии с совместно выработанными правилами - не затрагивающими убеждений и не требующими ими поступаться. Поистине гениальное изобретение! Выросшее, кстати сказать, именно из христианства, из заповеди "Кесарю кесарево, а Богу Божье",
И вполне реалистично смотрится при переносе из ОДИ на эти жизненные ситуации стадиальность работы с позиционным конфликтом: преобразование коммунального конфликта в содержательный, осознание (или конструирование) проблемной ситуации, выделение проблем, преобразование их в задачи, решение...

Щедровицкий, секуляризация, конфигурирование, позиция, ММК

Previous post Next post
Up