Спорят, меняют программы и учебники, реформируют, так и не решив вопрос: для чего?
Мой ответ: воспитать читателя.
Потому предлагаю.
Во-первых, отменить отметки и экзамены. В конце концов, не читающий художественную литературу обедняет себя, но, в общем-то, может быть хорошим работником. (Это не относится, разумеется, к грамотности).
Далее. Первые семь классов: чтение - вслух, учителем и по очереди учениками. Интересного! Только чтобы не было скуки. Детективы, приключения, что угодно (учитель, конечно, держит уровень). Удается ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ чем-то более серьезным - хорошо. Класс неоднороден, тоже не страшно. Дети уважают демократию. Маше нравится Блок и она непременно хочет прочитать его вслух - потерпи Вася. А потом можете и поспорить. Еще раз: главное - без скуки. Условное название этой части программы: "Чтение взахлёб".
Старшие классы. Эту часть программы назовём "Медленное чтение". Забыть все эти споры о том, что включать, что не включать. Можно было бы вообще одну книгу читать четыре года, вчитываясь в каждую деталь, разгадывая замысел автора и секреты его работы (для этого - черновики, дневники и письма одновренные с книгой). Но нет нужды в таком аскетизме.
Есть такое понятие - классика. Его все время пытаются релятивизировать, но, по-моему, это не от ума или не от чистой совести. Наша, русская, классика, это XIX век, от Пушкина до Чехова. Навечно! Место этого периода русской словесности - абсолютно и неотменимо. Научатся читать классику - сумеют прочитать и всё остальное.
Как раз на четыре года. Только бы ЕГЭ не мешало.