Гартман о зле и Сатане

Mar 24, 2017 13:03

Ввиду невозможности непосредственно определить природу блага этике остается исходить из анализа его положения к другим ценностям, и попытаться определить природу блага косвенно. Это удается, прежде всего, при обращении к ряду обусловливающих актовых ценностей (т.е. таких, без осуществления которых нравственный акт невозможен ( Read more... )

дьявол, Гартман, зло

Leave a comment

trita March 24 2017, 14:08:31 UTC
Тут многое можно откоментировать.

Первым делом, наверное, я бы возразил против тезиса о "Сатане" как о некой реальности, факт которой доказуем какими-то косвенными религиозными аргументами. <<...древнее представление о «Сатане» было бы абсурдным>> -- это "представление" и не очень "древнее", то есть оно относительно древнее и полностью христианское, это частный именно что абсурдный глюк религии, объяснить мифологическое существование которого не трудно просто психологически, не выходя за рамки человека и не имея потому возможности постулировать существование "Сатаны". То есть говоря о "Сатане", Гартман водит вилами по воде, на мой взгляд.

- - - -
Следующий момент касательно "зла" вообще. Тут опять же атнропоцентричная позиция, к тому же статичная, как финальная сцена в Ревизоре, которая не факт что выражает истину. Если же посмотреть в динамике (а "жизнь" определённо динамический процесс) и представить самого человека (по его сути как феномена природы вообще) как единицу "добра", отражающую в материи некую Единую сферу "блага", Единый поток просветляющей энергии в затемняющей материи, то "злом" в такой динамической (эволюционной) системе становится не какое-либо действие, направленное на разрушение (разрушение чего, кстати?), а попросту любого рода бездействие, забвение собственной сути. В такой системе "сатана" есть лишь эпитет негативного бессознательного воздействия самой материальной природы, в которой действует человек, "сатана" тут персонификация инертности. Это как с "холодом", которого самого по себе не существует, есть лишь недостаток тепла.

- - - -

Тут интересное: <<Целенаправленная деятельность индифферентна к ценности и неценности самой цели>> -- Гартман практически цитирует Бхагават Гиту: "Только на деяние имеешь ты право, [но] никогда - на его плоды. Не ставь себе целью обретение плодов деяний, и да не будет у тебя склонности к бездействию"

- - - -
Ну и самое занятное в философском смысле и в контексте неизвестной природы "блага" то, что вне знания природы "блага" нет и возможности говорить о "вреде", и такие формулы как "причиняющий вред..." в философском смысле уже полу-художественная литература, вне знания "блага" нет и критериев оценки , только локальные суждения, относительные мнения, не философские категории.

Reply

gignomai March 25 2017, 08:51:19 UTC
В порядке ваших тезисов.

О Сатане - это недоразумение. Гартман как раз не приемлет этой идеи. Просто он в силу своей немецкой :) добросовестности говорит, что эта концепция логически непротиворечива.

И в отношении зла как отсутствия добра он с вами согласен. Другое дело, что вы развиваете мысль дальше, в своем ключе.

Да, совпадение с Гитой замечательно.

вне знания природы "блага" нет и возможности говорить о "вреде"
------
Ну, во-первых, с незнанием вообще-то работать можно. И нужно, иначе и на знание не выйдешь. Он задает как бы функциональное "место" блага и противопоставляет ему "место" вреда. То и другое пока что пустые, но конструкция в целом уже не совсем бессодержательна. Во-вторых, не исключено, что познать зло, вред легче, чем познать благо, и поэтому с этого и надо начинать. Законный ход.

Reply

trita March 25 2017, 10:13:43 UTC
А я вот не уверен, что "познать" не есть сугубо благое деяние, как и "сознание" вообще не есть атрибут блага и только его. то есть не факт, что философическая интерпретация "зла" и "вреда" вообще генетически возможна. Когда Гартман, например, говорит <<Причиняющий вред хочет...>> -- на какой такой опыт он опирается давая определения? На мелкие бытовые неурядицы немецкого интеллигента, крайне далёкие от радикального злодеяния, надо полагать. Хотя, немецкая интеллигенция, как ни странно, ещё при живом Гартмане более чем злостных дел натворила. "Вред" в этом смысле можно представить как нечто противоположное познанию, а "зло" -- сознанию. Аффект, что ли. Тут, конечно, могут возникнуть и такие выводы что не всё то "сознание" что понимает себя таковым, коль скоро оно и атрибуты зла в себе так же замечает.

Reply

gignomai March 25 2017, 10:44:03 UTC
не уверен, что "познать" не есть сугубо благое деяние, как и "сознание" вообще не есть атрибут блага
-----
Вы не описались? "Не", наверно, лишние.

Reply

trita March 25 2017, 10:55:16 UTC
Я сам теперь не пойму, там минус на минус )

Иначе: не уверен, что "познание" применимо в направлении "зла" или "вреда". Вполне вероятно, что сам по себе этот процесс является атрибутом только блага, и потому "познание зла" в сущности оксюморон -- порождение логики само-по-себе, не ведающей реальной природы "блага" и "познания", а потому и допускающей такие вольные смысловые конструкции (иллюзию).

Reply

gignomai March 25 2017, 11:14:34 UTC
Значит, не описались, все так.
Т.е. вы исключаете возможность познания зла. Или иначе: то, что выступает в отношении зла как познание не есть познание в истинном смысле слова. Так?
Позиция понятна, но на чем она основана?
Можно, допустим, утверждать, что познание зла есть зло. По одной из версий святые зла не знают. Да и библейский рассказ о грехопадении к познанию добра и зла как различных не благоволит.
Но и если это принять, отсюда не следует невозможность познания зла.
Появится ли такая невозможность, если мы само зло помыслим как не имеющее самостоятельного бытия, как отсутствие или умаление добра?
Да, по-моему, тоже нет. Разве мы не можем мыслить меньшее рядом с большим или отрицание, или даже пустоту-ничто? Ну, нету ничего - что ж тут немыслимого?

Reply

trita March 25 2017, 12:03:12 UTC
Тут мы действительно ходим по границе объяснимого вообще, ни хватит ни словаря ни конструкций. Полноценное небытие, как и абсолютное благо, не-мыслимы в буквальном смысле слова, первое аннигилирует само мышление, второе -- превышает все мыслимые масштабы. Эдакий MAX и MIN функции смыслов, только внутри которых всё так или иначе может быть мыслимо.

На чём основана мой идея про аннигиляцию "познания" и "зла". Это, конечно, неслабый по размерам вопрос. Оккультно (и я согласен) у "зла" и "добра" очень "простое" определение: всё, что разъединяет есть "зло". Соответственно, "благом" и "добром" являются силы синтеза, объединения, интеграции -- Любви в её чистом смысле. "Познание" в этом ключе есть процесс понимания через отождествление, то есть синтетический процесс, и формула "познание зла" в оккультном смысле означает преодоление иллюзий, отказ от зла, обретение реального видения природы блага, добра и зла как они есть. Познание зла есть добро. В сущности все мы (люди) чем только и занимается тысячи лет, как познаём зло (Хаос) увеличивая через это познание свет Логоса. Если же говорить о "познании зла" как о причастии к нему -- тут тоже есть оккультное объяснение, хотя оно и довольно абстрактно, а по большей части так вообще скрыто. Если коротко, то буквальное "познание зла" ведёт к саморазрушению человека как сущности, к его трансформации в нечто иное чем человек, а следом и человеческое понятие "познание" перестаёт существовать и быть применимым.

Если "познание" заменить сущностным синонимом "эволюция", а "зло" - "инволюция" (это тоже синоним), то оксюморон этой формулы виден яснее.

Reply

gignomai March 25 2017, 12:10:01 UTC
Ну да. Здесь я, пожалуй, промолчу - проявлю смирение :)

Reply


Leave a comment

Up