Нашел прекрасное описание коммунистического идеала у Э.В.Ильенкова. Даю здесь без комментариев, хотя осмысление этого текста привело меня к радикальному пересмотру моей концепции идеала - об этом в следующем посте.
Общее субъективное представление мне говорит, что это текст, всё же, идеалиста, в том смысле слова "всё же", что идеалист не отвлечён и беспристрастен, но отождествлён, и потому он позитивен к идеалу + (автоматически) негативен к антагонисту этого идеала (что интересно, характерной особенностью деструктивных идеалов является именно наличие антагонистов, идеологических противников
( ... )
"Хорошо" и "плохо" познаётся в контексте, конечно. Идеализм это "хорошо" в контексте внутренней движущей силы, ведь высшая ценность всегда ускользает, а идеализм поддерживает деятельность устремление, но то что движет автомобиль -- это же и давит пешеходов, потому в контексте внешнем, где идеал и идеалист лишь часть общего, тут уже начинаются проблемы отношений, о которых я и писал. Если автор пристрастен к идеалу -- он абсолютизирует его, а следом и подвергает дискриминации альтернативы. Чтобы здраво рассматривать два идеала -- нужно быть свободным от обоих из них. Вы вот сомневаетесь, что в противоположном лагере есть свой Ильенков, который сможет "аргументировать" позицию с точностью до наоборот? Я не сомневаюсь. Именно это и плохо, если верить новостям. "Плохо" говорить об общем с позиции частного
( ... )
"Плохо" говорить об общем с позиции частного. ------ Так ведь всякое говорение (и мышление) человека с позиции частного, потому что человек есть "частное". С другой стороны, говорить (и мыслить) есть смысл только об общем. Да, такой вот парадокс. "Общее" в полной мере доступно только Всевышнему. Однако (с Его, видимо, помощью) и нам что-то удается. Так что это, по-моему, не приговор.
Да, конечно, христианство как "социальная традиция" (церкви) и переврала, и исказила. Однако образ Христа доходил до людей через нее. И этот образ знаком и влияет.
С коммунизмом я тоже не соглашусь. Не только от массовой нужды, и не снят он вовсе. Впрочем, в акцентах, может, и происходит смещение. Назовите "социализмом", если хотите.
Но мне не близка та тенденция, которая просматривается (если только не мерещится) в ваших суждениях: отказа от идеала в пользу умеренности, посильности. Не надо, как большевики, никого понуждать, но "Царство Божие силою берется".
Comments 12
Reply
Reply
Reply
------
Так ведь всякое говорение (и мышление) человека с позиции частного, потому что человек есть "частное". С другой стороны, говорить (и мыслить) есть смысл только об общем. Да, такой вот парадокс.
"Общее" в полной мере доступно только Всевышнему. Однако (с Его, видимо, помощью) и нам что-то удается.
Так что это, по-моему, не приговор.
Да, конечно, христианство как "социальная традиция" (церкви) и переврала, и исказила. Однако образ Христа доходил до людей через нее. И этот образ знаком и влияет.
С коммунизмом я тоже не соглашусь. Не только от массовой нужды, и не снят он вовсе. Впрочем, в акцентах, может, и происходит смещение. Назовите "социализмом", если хотите.
Но мне не близка та тенденция, которая просматривается (если только не мерещится) в ваших суждениях: отказа от идеала в пользу умеренности, посильности. Не надо, как большевики, никого понуждать, но "Царство Божие силою берется".
Reply
Дальше можно не читать. Это называется склеивание картонного оппонента.
Reply
Reply
Leave a comment