Не могу найти в западной литературе ХХ века ничего подобного нашей социальной фантастике. Видимо, и нету. И, похоже, это заложено в другом понимании развития; это развитие не К (к совершенству, к идеалу), а развитие ОТ (рост того, что хорошо, исправление того, что плохо).
И еще - избегание худшего. Отсюда в отсутствии утопий - антиутопии, изображения контр-идеала.
В этой связи очень любопытно явление поздних, зрелых Стругацких (после "Трудно быть богом" прочитал еще "Обитаемый остров"). Это писалось в переходную эпоху начавшейся вестернизации и "отрезвления". Светлый мир у братьев формально еще сохраняется, но все свое внимание они обращают на отвратительный мир где-то в космической глуши, куда из "чистых, веселых городов" Земли оказывается случайно заброшен землянин.
Причем, если коммунистическая Земля, как и в "Полдне", населена симпатичными интеллигентами из окружения самих братьев, то население "Острова" - это пролетарии, охранники и олигархическое правительство (названия условные), воплотившие в себе все, что авторов раздражало в окружающем и пугало в будущем, которое могло оказаться возвращением страшного прошлого.