Про идеал 42: попытка концептуализации

Jan 24, 2017 17:52

Я исхожу из того, что идеалы и ценности, как и нормы, «живут» в пространстве культуры.
Культура при этом понимается как одно из функциональных пространств, на которые мысленно расчленяется социум - пространство культуры, в котором транслируются, т.е. передаются из поколения в поколение, нормы, и социальное пространство, где они реализуются в нашей деятельности. Такое устройство социума обеспечивает воспроизводство деятельности, т.е. относительную устойчивость социального мира, в котором мы живем.
Т.е. я основываюсь на классической схеме воспроизводства деятельности и трансляции культуры.
Правда, в привычных толкованиях этой схемы о ценностях и идеалах речи не было, как и вообще практически не обсуждался вопрос о внутреннем строении культуры, о типологии культурных норм, об их взаимных отношениях и связях. Обычный перечень - это собственно нормы, такие как правила, законы, заповеди и т.п., образцы деятельности и поведения, на которые равняются, и эталоны (типа эталона длины). Моя задача - включить в эту картину ценности и идеалы, найти им место в пространстве культуры, определить их специфику в сравнении с нормами и взаимоотношения с ними.

Несколько тезисов:

1. Ценности отличаются от норм характером реализации; норма реализуется либо нет, а применительно к ценности можно говорить о вариантах реализации, количественных (степень) или качественных. Например, реализациями такой ценности, как справедливость, в такой актуальной ситуации, как дележ заработанного, могут варианты «поровну», «в соответствии с трудовым вкладом», «в соответствии с трудовым вкладом и учетом возможностей каждого» или «в соответствии с потребностями». Можно, очевидно, говорить и о степени справедливости общества, мере реализации в нем этой ценности (в том или ином качественно разном понимании).
Графически, если норму в пространстве культуры можно обозначить точкой, то ценность вектором или (с учетом вариативности понимания) пучком векторов.

2. Схема воспроизводства в ее первоначальном виде не учитывала развития культуры, изменения состава транслируемых норм. Для учета этой возможности в ММК было введено понятие культуротехники - деятельности по созданию новых норм. С привлечением понятие ценности культуротехнический акт можно мыслить как акт создания новой нормы путем фиксации конкретного реализационного значения ценности, качественно и количественно определенного. В приведенном примере со справедливостью в том или ином сообществе могут оформиться разные нормы справедливого дележа.

3. Из исторического опыта мы знаем, что нормы и ценности обычно транслируются и реализуются не изолированно, а в аксиологических комплексах, охватывающих жизнь и деятельность сообщества в целом или относительно самостоятельные области внутри этого целого (производство, семья и т.п.).

4. Векторно-количественный характер ценности позволяет говорить о предельном ее значении. Предельное значение можно также назвать идеальным ее значением или одноименным идеалом (в нашем примере: идеалом справеливости).

5. Теперь мы можем, наконец-то, подойти к основному предмету рассмотрения - комплексному идеалу. Идеалом в этом смысле будем называть совокупность предельных (идеальных) значений связанных между собой ценностей. Не уточняя пока ценностного состава коммунистического идеала, я утверждаю, что он подходит под это определение.

6. Мне нужно теперь (следившие за дискуссией сразу поймут зачем) соотнести все это с понятием проекта, конкретнее: социокультурного проекта. Социальный проект - это то, что должно быть реализовано в результате социотехнической деятельности (деятельности по преобразованию общества или его частей). Проект реализуется в соответствии с нормами. Если речь идет об инновационном проекте, о создании того, чего еще не было, то социотехнике должна предшествовать культуротехника, выработка новых норм. В соответствии со всем вышесказанным эта культуротехническая работа делается на основе определенных соорганизованных ценностей.

7. Остается пока неотвеченным важнейший вопрос: о соотношении идеала и проекта. На самом деле, здесь даже два вопроса: 1) Какова функция идеала в социальном развитии? 2) Каковы опасности, связанные с наличием в культуре идеалов (злоупотребление идеалом)?
1) Функция идеала состоит в максимально полном раскрытии содержания ценности, предельным значением которой он является. Можно также говорить, вероятно, об энергетике идеала, его мотивирующем действии. На идеал ориентируются и им вдохновляются.
Впрочем, энергетика идеала есть и источник его опасности, причина тех самых злоупотреблений утопизма, на которые все время сводили разговор многие мои оппоненты.
2) Злоупотребление идеалом (утопизм) есть отождествление идеала с проектом, «сплющивание» всей истории, от настоящего момента до эсхатологического конца, попытка осуществить отдаленные и даже конечные задачи истории «сейчас и сразу». Пример - рядом: ценность справедливости многообразно реализовалась в истории, локально, в малых коллективах, и целых обществах в виде законов, социальных институтов, обычаев и т.д. - и поиск оптиальных форм фиксации ее в нормах и тем самым реализации продолжается. Но тот же идеал может быть сплющен в проект насильственной экспроприации собственников - со всеми хорошо знакомыми последствиями.


Вот с этими понятиями я теперь могу подойти к рассмотрению и сопоставлению реально существовавших в истории и влиявших на ее ход идеалов.

ценности, воспроизводство, культура, норма, идеал

Previous post Next post
Up