а не распредметиться ли нам?

Sep 04, 2016 09:30

Богоумствуем с a_pollaiolo. Я, как мне положено, пытаюсь держать часть методологическую ( Read more... )

вера, богословие, знание, /a_pollaiolo

Leave a comment

a_pollaiolo October 2 2016, 20:23:30 UTC
Что Вы, напротив - я рад, что мы до сих пор не зашли в тупик. И я, конечно - за то, чтобы распространить разговор в новые посты, поскольку здесь уже становится трудно читать ветвь дискуссии ввиду чрезмерной длины. Не знаю, как далеко еще могу пойти, но имею настрой на, насколько возможно, полный разбор наработанных материалов и готов предпринимать соответствующие усилия.

Пока помещаю ответ здесь:

1. Судить о искусстве позволяет эстетика - наука о особом образе чувствования человека, вещественного в своей основе, но возвышенного и абстрагированного от материальной сущности. Непричастность к пороку - важнейший критерий оценки. Но главное - пробуждение чувств, называемых религиозными, т.е. ощущения прикосновения к чему-то высшему, идеальному.

2. Чтобы объяснить возможность ментального контакта с пороком, следует как раз прибегнуть к опыту св. отцов, выработавших различение трех уровней контакта: прилог, сочетание, сосложение. Первое - получение впечатления, второе - его обдумывание, третье - его переживание, в котором отдельно выделяется финальная стадия - склонение, или готовность к совершению поступка. В сущности, только последнее есть грех. Неприятие отцами сочетания и сосложения построено исключительно на предосторожности от перехода грани склонения. Но это не значит, что к этой грани нельзя подходить вплотную.

3. Отстраненность означает несклонение. Человек вполне способен пройти все стадии переживания помысла вплоть до грани склонения. Искусство, или художественное мышление, является единственным инструментом, позволяющим это сделать. Даже святые, убежден, пользовались этим приемом, пусть даже неосознанно. Секрет искусства в том, что оно позволяет совершить склонение виртуально, путем абстрагирования предмета переживания от вещества тварного мира природы и его новой материализиции в веществе рукотворного мира искусства, условно говоря, перевоплощения.

4. Есть примеры даже среди канонизированных святых: у нас - Андрей Рублев, у католиков - Фра Анжелико и Тереза Авильская (если говорить о ее поэзии), а также официально рассматривается вопрос о беатификации Антонио Гауди. Среди восточных отцов великими (если не гениальными) поэтами можно считать Григория Богослова, Иоанна Дамаскина, Симеона Метафраста, а также следует высоко оценить многих других малоизвестных и неизвестных авторов поэтических церковных текстов, иконописцев и строителей храмов. И я уже говорил о примерах гениев, жизнь которых формально соответствует принятым критериям святости.

5. Говорить о приведенных Вами примерах Сергия, Серафима или Франциска можно как о имеющих самое непосредственное отношение к гениальности. Про Франциска можно было бы сказать проще, поскольку его непосредственная творческая практика как поэта хорошо известна. Но в примерах этих святых важнее другое. Франциск основал орден, ставший стержнем итальянского ренессанса, Серафим основал Дивеево и предопределил духовность Серебряного Века, Сергия мы почитаем как основателя Лавры и учителя других преподобных, основавших множество монастырей по стране и сформировавших русскую культуру. Святая обитель есть образ Небесного Иерусалима, модель идеального города (мечта ренессанса) в котором духовный аспект неотделим от материального, то есть, духовность имеет определенное выражение в архитектуре и в живописных образах, музыке и текстах, учении и науках, моделях поведения и бытовом укладе - во всех аспектах культуры абсолютно. Это и есть истинное искусство. Поэтому, даже если сам Сергий или Серафим не были практикующими художниками, их образ мышления был эстетическим, и концепция делания была творческой - иначе нельзя объяснить тот факт, что они и их ученики создали столько великолепных обителей. И это хорошо, что в русской церкви наиболее почитаемы Серафим и Сергий - самые созидательные из чтимых святых.

Reply


Leave a comment

Up