Ну, у православных только "наклёвывались" свои ордены. Например, движение нестяжателей вокруг св. Нила Сорского. Но Россия - это ж Вам не Запад. Не сметь своё мнение иметь! Всё разгромили, разогнали, запретили.
Причина, по-моему, одна: на Западе какой-нибудь св. Франциск Ассизский собирает вокруг себя учеников (или они вокруг него собираются), потом все скопом идут в Рим просят у папы благословения.
В России - не так. В России, чтобы что-то основать, надо с царём блат заиметь. Если ты не блатной - значит еретик.
Первые западные ордена вполнѣ сопоставимы, мнѣ кажется, съ тѣмъ или другимъ монашескимъ уставомъ Восточной Церкви. А вотъ первые по-настоящему ихніе ордена - рыцарскіе. То есть это специфика рыцарства не въ меньшей мѣрѣ, чѣмъ монашества, и гдѣ нѣтъ феодализма, не будетъ орденовъ.
Понятно. Однако такое многоцветие никак не сопоставимо с парой уставов в Восточной Церкви. И потом, на Востоке различия касались внутреннего устроения, а на Западе - различия в деятельности.
Такъ все многоцвѣтіе и было скорѣе геральдическимъ. Такъ-то по сути орденскія задачи совпадаютъ съ сословными, и ихъ всего ничего - bella, ora, labora. Образовательную миссію, кстати же, брали на себя и византійскіе, и ирландскіе монахи, да и русскіе - до татарскаго погрома; тутъ латинянамъ еще было чему поучиться.
Да Вы напрасно защищаете от меня восточное монашество, я не хулю его никоим образом. И в этом сравнении полагаю, что в недопущении многообразия орденов, специализирующихся на разной деятельности, есть (вопреки тому, что думают некоторые) не скудость и подавленность, а глубокий умысел, который хотелось бы понять.
Другая причина (может быть) - "женский", пассивный менталитет русских в сочетании с "ымперством". Самим делать ничё низзя, только ждать, что батюшка-царь скажет. Скажет - революцию делать - мы такую революцию сделаем, что все аж ахнут от удивления. Скажет - революционеров бить - мы этих троцкистов-оппортунистов хоть из-под земли достанем.
Ну так не у меня одного в этом направлении работает. И Бердяев, и Соловьёв поражались тому, насколько Россия отставала от Запада в развитии религиозно-философской мысли. У нас первые философы появились лишь в конце XlX века. А Вы говорите - ордены. Для ордена необходима независимость суждений, свобода мысли (хотя бы относительная). Я же вначале говорил Вам, что сделали со свободомыслящими нестяжателями.
разумного можно сказать здесь то, что ордена возникли ради обслуживания нужд крестовых походов. Первый -- госпитальеры -- чтобы лечить паломников и воинов. А далее более дробная специализация. Ну, если не вдаваться в разнообразные "религиозные возрождения", постоянно имевшие место и их следствием -- созданием разной специализации объединения; вообще корпоративную жизнь европ. городов -- как образец, привычку, возможность. Вообще люди с навыком рассудочной деятельности.
Ордена - это такие организации, формы связей между людьми. Как правило, организации - это дело городское. У нас в России городов было мало, горожан, сосответственно, очень мало, плотность населения вообще мизерная. Вооружённых аристократических товарищей после монголо-татарского погрома было крайней мало. Церкви было просто не до светских задач, и он en masse в светских делах не участвовала. En masse, говорю.
Поэтому организации у нас, как правило, заимствованные. Первыми такими организациями были, пожалуй, масонские ложи. Ну и потом уже радикальные социалистические организации, но это уже неинтересно.
Я думаю, что они сейчас практически невозможны. Даже в более лёгкой форме, в форме благотворительных организаций. Хотя именно от того, насколько нам удастся создать организованные формы обществовенного существования, не связанные с властью как методом постановки задач и управления их решением, зависит наше будущее (см. известный меморандум Г.Ю.Любарского десятилетней давности).
Comments 40
Reply
Reply
В России - не так. В России, чтобы что-то основать, надо с царём блат заиметь. Если ты не блатной - значит еретик.
Reply
Reply
Reply
Однако такое многоцветие никак не сопоставимо с парой уставов в Восточной Церкви. И потом, на Востоке различия касались внутреннего устроения, а на Западе - различия в деятельности.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Ну, если не вдаваться в разнообразные "религиозные возрождения", постоянно имевшие место и их следствием -- созданием разной специализации объединения; вообще корпоративную жизнь европ. городов -- как образец, привычку, возможность. Вообще люди с навыком рассудочной деятельности.
Reply
Reply
Ордена - это такие организации, формы связей между людьми. Как правило, организации - это дело городское. У нас в России городов было мало, горожан, сосответственно, очень мало, плотность населения вообще мизерная. Вооружённых аристократических товарищей после монголо-татарского погрома было крайней мало. Церкви было просто не до светских задач, и он en masse в светских делах не участвовала. En masse, говорю.
Поэтому организации у нас, как правило, заимствованные. Первыми такими организациями были, пожалуй, масонские ложи. Ну и потом уже радикальные социалистические организации, но это уже неинтересно.
Reply
Reply
Я думаю, что они сейчас практически невозможны. Даже в более лёгкой форме, в форме благотворительных организаций. Хотя именно от того, насколько нам удастся создать организованные формы обществовенного существования, не связанные с властью как методом постановки задач и управления их решением, зависит наше будущее (см. известный меморандум Г.Ю.Любарского десятилетней давности).
Reply
Но мне сейчас именно важно внутрицерковную специализацию обсудить.
Reply
Leave a comment