о молитве и о чем-то ее напоминающем

Jan 11, 2008 12:44

Навеяно прочтением вот этой записи http://kosilova.livejournal.com/473731.html. Там я оставлять комментов не стал, не встроился как-то, хотя прочитал с благодарным интересом и эту запись, и несколько более академичное рассуждение о молитве, к которому kosilova там отсылает ( Read more... )

/mingqi, безумие, страсть, боль, /otgovorki, /meixon, /dedushka_nomto, /kosilova, страх, /sadovnica, язык, /rechi_k_bogu, радость, молитва

Leave a comment

(The comment has been removed)

gignomai January 11 2008, 11:36:47 UTC
А Вы уверены, что бессознательный вздох менее значим, чем сознательная речь? И потом бессознательность бессознательности рознь. Я, во вском случае, когда вот так вздыхаю, не вполне сознательно это делаю, в смысле непроизвольно, но, если остановлюсь и отдам себе отчет, то знаю: искренне и "сознательно" я лучше ничего не скажу (а может и не получиться).

Reply

(The comment has been removed)

gignomai January 11 2008, 19:01:08 UTC
Пожалуй, Вы заставили меня задуматься. В самом деле, есть разница между бессознательно-рефлекторным (как в случае наступания на гвоздь), и бессознательным в смысле нерационализованности и нерефлектированности; последнее, как мне по первой мысли кажется, вовсе не уступает по богатству и глубине сознательно-произвольному.
Кроме того, даже у вполне осознанного религиозного (или другого) акта должна быть бессознательная, "нутряная" основа, может быть, даже на уровне почти животного рефлекса. Молитвенный акт вырастает не из мысли, а из боли и (или) радости, которые по своей природе у нас почти такие же, как у животных.
Но я согласен: здесь многое неясно, мы все равно уприраемся в то, как устроен человек, в антропологию - тема, которой я "болею".
Я всегда рад тянуть с Вами отдельную ниточку обсуждения, Вы желанный для меня собеседник, с опытом, которым я не владею.

Reply

(The comment has been removed)

gignomai January 12 2008, 09:16:33 UTC
То, что Вы рассказываете про мышление во время галлюцинаций - очень интересно; не знаю пока, как к этому - не своему опыту - подступиться, но думаю, что рано или поздно как-то учту это в своих размышлениях ( ... )

Reply

(The comment has been removed)

gignomai January 13 2008, 08:51:43 UTC
"Лабиринт, построенный из гераклитовых рек" - замечательно точный образ. Мне приходил на ум похожий: жидкие ступени. Но мне кажется (хотя, возможно, это различие темпераментов), что Вы одновременно и слишком трагедизируете ситуацию, и недостаточно отдаете себе отчет в тотальности нашей обреченности изменению. Нет средств удержать опыт без потерь - записывай Вы его словами или зарисовывай как Вы. Да я и не уверен в его самоценности. Непрестанная реинтерпретация - это неизбежность. Художественно-ритуальная или догматически-формульная фиксация случаев вершинного опыта - единственное, что мы можем наследовать и транслировать. Чтобы по-новому интерпретировать. Я вот сейчас бьюсь над тем, чтобы отстоять и развить такой способ работы с библейским и святоотеческим опытом - безусловно вершинным.

Про "решение метафизических дел внутри сознания" я не понял - что это за работа такая?

А вот про созерцательное мышление благодарю за коррекцию и разъяснение. Самоустранение рассудка, чтобы дать мысли (думе) расти - так? Не дробя ее словами?

Reply

(The comment has been removed)

gignomai January 14 2008, 07:52:50 UTC
Итак, мы согласны относительно непрерывности изменения и несхватываемости опыта. "Поэтому, может быть нужно использовать какой-то иной язык, вроде математического?" - пока не понял, что это и почему это лучше словесного языка (хотя пусть будет больше разных!). Не очень понятно и почему прошлая речь, похороненная в языке, непременно ценнее той, которая вырастает из ее раскопок и интерпретации.
С "решением метафизических вопросов внутри сознания" я понял так, что Вы ищете способов мыслить прямо внутри мистического опыта, без лага, в том же состоянии. Звучит заманчиво, но тогда и под мышлением Вы вынуждены понимать что-то совсем необычное, вроде роста грибов... А с "продуктом" что потом, в пору "холодного внимания" что делать? Суть же все равно ускользнет, как в известной байке про "повсюду пахнет нефтью" - придется раскапывать и интерпретировать.

Reply

(The comment has been removed)

gignomai January 14 2008, 19:32:36 UTC
Прошу прощения, я немного алкоголя принял, возможно это скажется на ответе.
Ухудшение каяества при реинтерпретации мне кажется ноправданным предположением в вашем дискурсе - Вы же не верите в абсолютную истину, которая от употребления мскажается?
Если человек во сне богохульствует, ему надо расследоватьЮ, что он такое делал в бодрствующем состоянии, что к этому привело. Сон не автономен.

Reply

(The comment has been removed)

gignomai January 15 2008, 20:57:36 UTC
Почему из-за изменения условий - ухудшаться? Не понимаю.
Несет ответственность тот, кто был причиной богохульства во сне. Скорее всего, сам же сновидец, его бодрственные действия обусловили его сон.

Reply


Leave a comment

Up