Озадачили меня вопросом: а зачем сейчас детям читать русские народные сказки? Растерялся - больно уж очевидная вещь, из неусомневаемых, но и необъяснимых. Простое воспоминание о переживании за братца Иванушку, о загадочных метаморфозах Царевны-Лягушки, о готовности не помню уж кого сносить железные башмаки в поисках суженой, да много чего еще - вот
(
Read more... )
Юнг еще в начале 20-го века подвел психологов к тому, что человек в процессе психического развития проходит определенные этапы, соответствующие своей культуре и мифологии. Первые источники этой своей, своего народа мифологии как раз в сказках. Ребенок откуда-то должен взять эти родные его народу архетипы - образы действия, алгоритмы... Причем сказки - это чистый, не обремененный излишней смысловой нагрузкой, образ. Кто хоть раз ребенку читал сказку, должен понять. Ну конечно, можно и телепузиков вместо этого включить, но что получится в итоге? Какой герой...
Покопать в эту сторону можно - Владимир Пропп, Дэвид кэмпбелл, Карл Юнг... ну при желании можно и в Элиаде Мирча залезть, там будет понятно откуда оно все идет, с какой глубины.
Да в принципе можно глянуть еще. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов. Марк М., Пирсон К.. Это все примерно в одном направлении - хочешь получить что-то предсказуемое, ну к примеру русского человека - читаешь русские сказки. Хочешь подобие английского, читаешь на английском - английские... А хочешь получить телепузика, включаешь телик. Как ни жаль, совсем от них не избавишься, но хотя бы что-то вложить можно. А то и подправить, в возрасте. Русские народные, они сложные сказки))
Reply
Не все понял. Кто такие "Марк М., Пирсон К."?
А в целом, думаю, вот это и есть водораздел - признавать ли содержательность и ценность этнокультурного архетипа?
Reply
Невозможно не признавать ценность этнокультурного архетипы :D Нельзя уничтожить сценарий развития. Как бы это объяснить - можно играть русскую пьесу или английскую... Для каждой нужен свой сценарий. Но и то и другое будет пьеса. Более того, нечто целое, веками, а может и гораздо больше, сформированное. или еще можно сказать сверхсложная программа. У неё есть свой моносюжет, примерно характерный для всех культур. Так же, как характерен один и тот же сюжет шаманских путешествий. Это очеень-очень глубокая структура. Можно сравнить с биосом в современных компьютерах. И набором инструкций для процессора.
Если начать её рвать на куски и пытаться взять отсюда вишенку, отсюда пряничек, то ничего работать не будет. Начинаются подвисания - человек уходит в различные зависимости. Подвисает в каком-то месте и там гоняет один и тот же модуль. Иначе говоря не имеет шансов вырасти до зрелости вообще. Это конечно не результат отсутствия чтения сказок, но если еще и их убрать, лучше точно не станет...
Reply
Все это очень интересно. Интуитивно я и сам чувствую, что в сказках есть незаменимо ценное, но рад узнать, что это получило серьезно обоснование в психологии развития личности.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment