народные сказки и дети

Feb 16, 2016 18:23

Озадачили меня вопросом: а зачем сейчас детям читать русские народные сказки? Растерялся - больно уж очевидная вещь, из неусомневаемых, но и необъяснимых. Простое воспоминание о переживании за братца Иванушку, о загадочных метаморфозах Царевны-Лягушки, о готовности не помню уж кого сносить железные башмаки в поисках суженой, да много чего еще - вот ( Read more... )

чтение, сказки, воспитание, дети

Leave a comment

te2017 February 16 2016, 16:00:17 UTC
На высоком - это тогда больше ссылками на авторов :)
Юнг еще в начале 20-го века подвел психологов к тому, что человек в процессе психического развития проходит определенные этапы, соответствующие своей культуре и мифологии. Первые источники этой своей, своего народа мифологии как раз в сказках. Ребенок откуда-то должен взять эти родные его народу архетипы - образы действия, алгоритмы... Причем сказки - это чистый, не обремененный излишней смысловой нагрузкой, образ. Кто хоть раз ребенку читал сказку, должен понять. Ну конечно, можно и телепузиков вместо этого включить, но что получится в итоге? Какой герой...

Покопать в эту сторону можно - Владимир Пропп, Дэвид кэмпбелл, Карл Юнг... ну при желании можно и в Элиаде Мирча залезть, там будет понятно откуда оно все идет, с какой глубины.
Да в принципе можно глянуть еще. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов. Марк М., Пирсон К.. Это все примерно в одном направлении - хочешь получить что-то предсказуемое, ну к примеру русского человека - читаешь русские сказки. Хочешь подобие английского, читаешь на английском - английские... А хочешь получить телепузика, включаешь телик. Как ни жаль, совсем от них не избавишься, но хотя бы что-то вложить можно. А то и подправить, в возрасте. Русские народные, они сложные сказки))

Reply

gignomai February 16 2016, 16:11:46 UTC
Спасибо.
Не все понял. Кто такие "Марк М., Пирсон К."?
А в целом, думаю, вот это и есть водораздел - признавать ли содержательность и ценность этнокультурного архетипа?

Reply

te2017 February 16 2016, 16:47:33 UTC
где это в середине века Э. Эрикссон сделал свою эпигенетическую карту развития личности. На основе этой книжки Маргарет Марк и Кэрол Пирсон выделили ряд скажем так типажей, которые вообще говоря должны быть присущи определенному возрасту человека. Они на них как на условную потребительскую аудиторию ориентировались. Но само по себе описание интересно. И может быть транслировано в нашу культуру, ну разумеется не напрямую.

Невозможно не признавать ценность этнокультурного архетипы :D Нельзя уничтожить сценарий развития. Как бы это объяснить - можно играть русскую пьесу или английскую... Для каждой нужен свой сценарий. Но и то и другое будет пьеса. Более того, нечто целое, веками, а может и гораздо больше, сформированное. или еще можно сказать сверхсложная программа. У неё есть свой моносюжет, примерно характерный для всех культур. Так же, как характерен один и тот же сюжет шаманских путешествий. Это очеень-очень глубокая структура. Можно сравнить с биосом в современных компьютерах. И набором инструкций для процессора.
Если начать её рвать на куски и пытаться взять отсюда вишенку, отсюда пряничек, то ничего работать не будет. Начинаются подвисания - человек уходит в различные зависимости. Подвисает в каком-то месте и там гоняет один и тот же модуль. Иначе говоря не имеет шансов вырасти до зрелости вообще. Это конечно не результат отсутствия чтения сказок, но если еще и их убрать, лучше точно не станет...

Reply

gignomai February 16 2016, 16:55:07 UTC
Спасибо!
Все это очень интересно. Интуитивно я и сам чувствую, что в сказках есть незаменимо ценное, но рад узнать, что это получило серьезно обоснование в психологии развития личности.

Reply

te2017 February 16 2016, 17:15:05 UTC
Конкретно русскими сказками занимался Владимир Пропп. Но без понимания всей концепции - Юнг, Берн и т.п. это не очень понятно выглядит. Дети конечно гораздо проще усваивают это в виде мультфильмов к примеру. Хотя когда им читают сказки, тоже любят, но тут больше фактор родительского внимания играет, чем интерес к сказке. Ребенок в детстве проигрывает свои будущие сценарии и смыслы. От сказок никуда не деться в любом случае, хотя бы потому что вся мировая литература основана на этих сюжетах. А текущий мусор, который пытаются иногда продать как откровение все равно сметен будет. Он просто нежизнеспособен. И дети на нём тоже нежизнеспособные вырастают. Можно и не сказки читать, но это должны быть тогда другие цельные произведения. Попробуй сейчас найди цельное произведение, не сказку - при этом понятную ребенку!

Reply

gignomai February 16 2016, 20:47:55 UTC
Так.

Reply


Leave a comment

Up