Читаю биографию кн. Дмитрия Шаховского в ЖЗЛ (прекрасно, кстати, написанную - авторы Ирина Кузьмина и Алексей Лубков). Только начал.
Рассказ на нескольких страницах о студентах, только что поступивших в Московский и Петербургский университеты (1880-е годы), о том, как они выбирают факультеты, как, поучившись на одном, переходят на другой - думая "о том, чтобы избрать себе такую жизненную дорогу, на которой он мог бы принести больше пользу обществу и во всяком случае прожить не пустую жизнь" (воспоминания А.А.Корнилова).
И вот я думаю: вообразить трудно, чтобы сейчас кто-то шел учится - за этим. Разве уникумы...
Патриот Империи, конечно, скажет, что это результат принесенного революцией одичания. Уничтожение генофонда и прочее. Наверное, это тоже - не могло не сказаться уничтожение или изгнание большой части образованного класса.
Но! Про поколения моего отца и (постарше) тестя знаю, что, конечно, кругозор их был сильно сужен сравнительно с поколением Шаховского, но мотивы учения у них тоже были высокие.
Более того, вспоминаю мое студенческое поколение. Мы не склонны были выражать свои намерения столь высоким слогом, как Корнилов, но мы выбирали профессию не ради будущего достатка...
Подлинное одичание (я не преувеличиваю?) дело ближайшего прошлого.