Зачем нужны конфликты

Apr 28, 2015 15:42

Г.П.Щедровицкий на Игре-16:
Так зачем нам нужны конфликты, в том числе не только содержательные, но и коммунальные? Поскольку, смотрите, какая парадоксальная вещь: цель коммунального конфликта в определенности, т.е. в выворачивании себя, своей заинтересованности, своих симпатий, антипатий, своей ненависти и любви... без выкладывания всех этих психологических моментов никакой истины быть не может! Ненависть, любовь, симпатии и антипатии есть одна из основных составляющих истины. Поэтому, Петр Алексеевич Шеварев, которого я безмерно люблю и уважаю, всегда мне говорил: «Если я спрашиваю аспиранта: “Против чего вы боретесь?”, а он мне отвечает: “Я не против, я за, я хочу свою работу осуществить, свою истину установить...”, то, говорил Петр Алексеевич Шеварев, я больше с этим человеком дела не имею, поскольку считаю его негодным человеком, ибо люди, которые за все, и не против чего-то, никакой осмысленной работы проделывать не могут, их работа безответственна».
Поэтому жесткая оппозиционность в антипатиях, жесткая оппозиционность в симпатиях, различение того, что есть черное, что есть белое, что против чего, есть условие истины, а разворачивается все это в коммунальных конфликтах...
По-видимому, это как-то связано и с онтологическими картинами и со столкновениями на онтологических картинах. Это все, я снова повторяю, выводит нас на проблему развития. Те, кто возражают против коммунальности (это очень важный тезис), возражают против развития! Я возражаю вам очень жестко: сейчас ваша коммунальная позиция состоит в том, чтобы человек не развивался. И во имя этой вашей ценностной установки - чтобы человек не развивался и оставался таким, каков он есть сейчас, самый, что ни на есть дерьмовый, - во имя этой установки все ваши понятия и организуют зону запретного, неразрешенного, поэтому вы и протестуете против коммунальности. Оборачивается это всегда так, что те, кто отказывается обсуждать вопросы открыто под предлогом того, что конфликт приобретет коммунальный характер, и несут в себе концентрацию этой самой инфернальной коммунальности, которая не выводит никуда.
А обоснованием этому является сложнейшая система психологистических представлений и понятий, которая защищает вот эту скрытость индивида и личности от публичности и выявления сложностей. За всякой такой личностной позицией стоит всегда определенная ценностная ориентация, ориентация на определенные исторически сложившиеся культурные представления. Так, целый ряд принципов христианства одевает человека в такую скорлупу, которая создает условия для защиты этой индивидуальной инфернальности.

конфликт, /sergius_v_k, инфернальность, Щедровицкий, развитие, /mnemtsev

Previous post Next post
Up