Любопытно, что в обсуждениях конфликтных событий последних лет часто звучит уверенность, что на действия так сказать "демонстрационные" (те же пусси райот или карикатуры на Мухаммеда) нельзя реагировать как на "реальные дела". В самом грубом противопоставлении это выглядит так: "Говори что хочешь, а руки не распускай". На этом, собственно,
(
Read more... )
Это реакция: "они заведомо не сделали ничего настолько плохого, чтобы мы не взяли их под этот самый зонтик, они - безвинные жертвы. То, что они делали, по одним морально допускаемым нами взглядам нехорошо, но непреступно, по другим - вообще нормально, а вот то, что с ними сделали, по морально допускаемым нами взглядам тяжко преступно без никаких, и тем самым это с ними сделали безвинно". Подробнее: http://gignomai.livejournal.com/685592.html?thread=5708312#t5708312
И это реакция принципиальная, а не просто эмоциональная (я сейчас не обсуждаю тот факт, что примкнули к выражению этой реакции многие просто по конформно-стадным причинам).
Эмоциональную реакцию можно было видеть в этом треде: "Если про мою маму оскорбительно и глумливо отзовутся, мне будет больно, я этого категорически не хочу, я этим возмущусь, за это накажу, значит, это плохо!"
Вот этот логический провал "мне это нестерпимо - значит, это плохо!" - это "эмоциональная реакция".
( http://gignomai.livejournal.com/685592.html?thread=5701144#t5701144 и др.)
Reply
А я скорее именно про них и говорил. Но как мы можем проверить степень сознательности масс? Для меня раскупка тиража - это тот "черный камень Los Truncos" что противоречит предположению о повальной сознательности. (В парке Los Truncos на поверхности земли лежат с виду не примечательные черные камни. Фокус в том, что при предполохении о неподвижности континентов им там взяться неоткуда: черная гора, откуда бы они могли скатиться находится в 30 милях к югу).
Reply
Раскупка тиража подчиняется тому же правилу: для одних она осознанное и вполне разумное действие, для других - прежде всего подражание этому действию.
(Общественная польза, кстати, такого журнала - не могу сказать, что мне это кажется аргументом в пользу его одобрения, но если уж говорить о пользе - состоит еще и в том, чтобы граждане на примере более адекватно представляли границы своих прав на защиту от боли такого рода - и моральных, и юридических. И на примере учились тому, что а) никто не обязан ни юридически, ни морально, относиться к их святыням с уважением, а не с презрением; б) никто не обязан, ни юридически, ни морально, это презрение скрывать и не выражать. Тем самым выражается не недопустимое неуважение к ИХ человеческому достоинству, а нечто иное; охраняемое моралью и законом достоинство же их имеет гораздо более узкие границы.
Как видим, если не учить людей этому, то они часто эти границы расширяют произвольно и полагают, что если им что-то "свято", то все обязаны это что-то уважать хотя бы в той степени, чтобы над этим не "глумиться" даже не-обсценными способами.
Reply
Leave a comment