а слово - разве не дело?

Jan 09, 2015 00:09

Любопытно, что в обсуждениях конфликтных событий последних лет часто звучит уверенность, что на действия так сказать "демонстрационные" (те же пусси райот или карикатуры на Мухаммеда) нельзя реагировать как на "реальные дела". В самом грубом противопоставлении это выглядит так: "Говори что хочешь, а руки не распускай". На этом, собственно, ( Read more... )

стеб, слово, дело

Leave a comment

Re: от святынщика глумщику :) wyradhe January 28 2015, 22:32:42 UTC
Простите, но вы там многих других очевидных опций почему-то не смогли помыслить.
Я вам приводил в пример оскорбительные карикатуры на Гитлера, которые публиковали в Англии в 1936 до всякой войны. Из Ваших 4-х опций для объяснения этих карикатур не подходит ни одна:

"1. От незнания, что производимое действие оскорбительно" - нет, карикатуристы прекрасно знали, что оно оскорбительно.

"2. От распущенности, неумения сдерживаться. Матерящийся на улице знает, что это оскорбляет слух окружаюших, но не в силах сдержаться".

Ясно, что для публикации карикатур на Гитлера это объяснение не подходит.

"3. Из желания человека или группы людей отстоять свое или чье-то право на поведение, про которое им известно, что оно воспринимается как оскорбительное, но они считают эту квалификацию необоснованной".

Нет, карикатуристы прекрасно знали, что их поведение оскорбительно для Гитлера и его сторонников, и считали такую квалификацию вполне обоснованной. Они и хотели вести себя именно так.

"4. Если оскорбляющий хочет вызвать оскорбляемого на драку, в предельном случае хочет начать войну на уничтожение."

Нет, английские карикатуристы 1936 совершенно не хотели вызвать Гитлера или Германию на драку с ними или с Англией.

Равным образом (и этот пример я вам тоже приводил), когда Катулл публиковал оскорбительные стихи (на Цезаря или кого еще), для этого не подходит ни одна из этих четырех опций.

Стало быть, ваша классификация негодна (неполна) и должна быть дополнена и другими возможностями.
Мне кажется, что усмотреть это не составляло бы никакого труда, если уж вы занялись поиском возможных причин оскорбительного для кого-то поведения.

Reply

Re: от святынщика глумщику :) gignomai January 29 2015, 09:21:15 UTC
Охотно допускаю, что работу не доделал, это набросок. Мне важно, что моя сетка уловила Шарли, их продолжателей в Германии, парижских демонстрантов и Вас :)

Reply

Re: от святынщика глумщику :) wyradhe January 29 2015, 16:11:28 UTC
Так ведь то-то и оно, что не уловила. Поскольку ко всем нам относятся те самые причины, которые двигали английскими карикатуристами, плюс признание моральной правомерности таких причин (в общем виде). А этих-то причин ваша сетка и не накрыла.

В частности, о себе - скажу то же самое, что об англ. карикатуристах.

"1. От незнания, что производимое действие оскорбительно" - нет, я прекрасно знаю, что не-обсценная карикатура, изображающая Ленина/Обаму/Мухаммеда в самом обычном стиле карикатур 19-20- веков оскорбительна для тех, кому они святы.

"2. От распущенности, неумения сдерживаться. Матерящийся на улице знает, что это оскорбляет слух окружаюших, но не в силах сдержаться".

Ясно, что у меня нет недержания карикатур или недержания поддержки морального права на карикатуры. Такое недержание вообще едва ли возможно.

"3. Из желания человека или группы людей отстоять свое или чье-то право на поведение, про которое им известно, что оно воспринимается как оскорбительное, но они считают эту квалификацию необоснованной".

См. п.1.Нет, я прекрасно знаю, что карикатура на Ленина, где он показан в омерзительном виде, оскорбительна для...

"4. Если оскорбляющий хочет вызвать оскорбляемого на драку, в предельном случае хочет начать войну на уничтожение."

Нет, совершенно не считаю это вызовом соотв. лиц на драку.

Reply

Re: от святынщика глумщику :) gignomai January 29 2015, 17:08:30 UTC
Сходите на собрание коммунистов с карикатурой, показывающей Ленина в унизительном виде - эксперимент.

Reply

Re: от святынщика глумщику :) wyradhe January 29 2015, 18:13:32 UTC
Что он докажет-то, этот эксперимент?
Если еврей или человек с эмблемой ЦСКА придет на собрание нацистов или фанатов Спартака без всякой карикатуры, а просто придет, то результат может быть тот же самый.
Если я приду без всякой карикатуры на собрание коммунистов, и в самых корректных выражениях буду говорить, что Ленин - преступник и морально растленный субъект, то результат тоже будет тот же самый.

И что из этого следует?

Не говоря о том, что прийти на собрание - это войти в пространство данных лиц. Публичное же пространство нейтральное.

Если я приду на собрание коммунистов неприглашенным, тем более начну нарушать установленный ими его регламент, то они вообще-то будут иметь права меня удалить (в т.ч. вызвав полицию для этого), даже если я себя веду самым вежливым образом.

Что Вы хотели своим примером доказать? Что если человеке услышал что-то очень неприятное для себя, то он может полезть в драку? Если так, то это общеизвестно, только оценки из этого никакие не вытекают.

Reply


Leave a comment

Up