Так что же такое смекалка? (СИРОТЫ 267)

Jul 19, 2014 13:31

Несколько соображений.
Три из четырех приведенных мною задачек - про носки, бутылки с водой и волка, козу и капусту можно отнести к категории "выход из трудного положения". А точнее, задача здесь состоит в том, чтобы из множества мыслимых вариантов выбрать тот, который либо приводит к нужному результату (одноцветные носки, литр воды в бутылке) либо совместим с поставленным условием (никто и ничто не съедено). (Впрочем, результат тоже можно считать условием).
И вот тут самое интересное. Чтобы выйти на способности и качества, которые нужны для решения задачи (и развитие которых может педагог или сам учащийся поставить своей целью), нужно, думаю, попытаться разбить "смекалку", требуемую для решения этого класса задач, на относительно элементарные составляющие.
Первое. Нужно уметь ясно выделить удовлетворяемое условие (одноцветность и т.д.). Это тривиально, но часто из поспешности и и самонадеянности пропускается.
Второе. Нужно представить себе в общем виде множество ситуаций, условию удовлетворяющих. Например, множество, в котором есть два одноцветных носка и сколько-угодно любого цвета из двух. Или все пары неопасных друг для друга живых грузов (здесь их одна - волк и капуста).
Третье. Нужно представить себе обобщенно, однородными классами, весь набор возможных действий. Вот здесь главное - не забыть о вариантах "второго уровня", не прямых, таких как возможность переливания из бутылки в бутылку или забирание с противоположного берега ранее оставленной там козы.
Теперь к качествам и способностям.
Во-первых, не торопиться (1), быть внимательным к условию задачи (2). Я, например, торопыга, и, признаюсь, в задаче о носках первым делом выдал ответ "21", забыв про требование минимальности.
Во-вторых, уметь разбивать множество на однородные по тому или иному параметру классы (3), сокращая этим для себя количество одновременно удерживаемых в сознании элементов. Но объем активной памяти (4), способность одновременно удерживать в ней больше различных единиц - тоже ценное и развиваемое качество.
В-третьих, и это, кажется, главное для задач на "смекалку" - воображение (5), позволяющее выйти за пределы привычного, стереотипного.
И что же мы имеем для педагогической практики.
Вроде бы, и это обычно выбираемый путь, нужно просто решать побольше такого рода задач, тренироваться. И само собой станешь "смекалистей". Возможно. Но выскажу предположение, что на этом пути можно смекалистому "поддерживать форму", но едва ли он сильно поможет "туповатому".
Для развития нужна рефлексия, "разбор полета", с остановкой внимания на тех точках, в которых "смекалки не хватило" (тупик) или разум двинулся по ложному пути.
Тогда, вроде бы, оптимальная "педагогика смекалки" состоит из двух вещей:
1. Тренинг, отработка элементарных качеств - неспешность, внимание, память, воображение.
2. Решение все усложняемых задач с рефлексией.

задачки, ум, воображение, педагогика, рефлексия, память

Previous post Next post
Up