Так, понемножку, думал на эту тему. А тут в моей, родной можно сказать, Смоленской области конференция замаячила в мае, организуемая епархией, про "интеграцию светского и религиозного образования". Я написал и отослал тезисы в убеждении, что именно проторелигиозность - то самое, что может быть положено в основу "интеграции". Получаю ответ, что тезисы - не по теме конференции. Я так понимаю, что для устроителей "интеграция" - это по максимуму вогнать православие в школьные программы. Категорически не одобряю. А тезисы выложу здесь. Извиняюсь за некоторую казенность стиля, прилаживался к академическому истеблишменту.
Воспитание проторелигиозности как педагогическая цель в рамках светского начального и среднего общего образования
1. Проторелигиозностью мы называем некоторую, пока не вполне определенную и подлежащую исследованию и прояснению, способность человека, которую в самом первом приближении можно охарактеризовать как восприимчивость к высшему, надмирному порядку бытия. «Прото-» указывает на первичность этой способности в обоих присутствующих в языке смыслах - а) базовости и б) первоочередности, исторической и онтогенетической.
2. Проторелигиозность как основание, питающий слой всех и всяческих проявлений религиозности, в том числе и за пределами конфессий, неоднократно становилась предметом исследования психологов, религиоведов, философов. Выделим три имени: американец Уильям Джеймс, автор «Многообразия религиозного опыта», введший понятие «океанического чувства» как чувства непостижимой для человеческого сознания беспредельности бытия, немца Рудольфа Отто («Священное»), указавшего на «нуминозность», насыщенность священным смыслом как источник благоговейного страха, и русского философа Ивана Ильина, автора книги с говорящим за себя названием «Аксиоматика религиозного опыта». Все эти и другие попытки можно рассматривать как отправные точки для исследовательской работы в этой загадочной области.
3. Мы, для целей намечаемой нами исследовательско-педагогической программы, предпочли остановиться на трех аспектах проторелигиозности, трех родах восприимчивости: а) к иерархичности бытия, б) к идеальному и в) к тайне.
4. Сознание и чувство иерархии, различение (глубже: потребность в различении) высокого и низкого, лучшего и худшего, прекрасного и безобразного является базовой для этического и эстетического самоопределения человека. Без этой способности невозможны ни искусство, ни право, ни, по существу, какая-либо общественная организация жизни.
5. Без восприятия идеального плана бытия невозможно мышление.
6. Наконец, присутствие в мире вокруг нас и в нас самих таинственного, непознаваемого средствами рационального познания, «невидимого», лежит в основании всего остального: иерархического порядка, идеального измерения бытия, сверхприродной человеческой свободы и доступного человеку сознания своей ограниченности и смертности.
7. Социально ценной стороной проторелигиозности является то, что ее развитость и осознанность в качестве общего основания открывают возможность межконфессионального мира и диалога в обществе, организованном на светских началах. Специально подчеркнем: признание общности на этом, доконфессиональном уровне не имеет ничего общего с экуменизмом как попытками отыскать единое минимальное всепримиряющее кредо.
8. Можно, по-видимому, говорить об исторической первичности проторелигиозности, «религии неведомого бога», как составляющей древнейших верований человечества.
9. Для нас важнейшей является онтогенетическая первичность рассматриваемой способности. Мы живем в мире, где давно уже нормой является отнюдь не постепенное и «естественное» возрастание в вере в условиях религиозной семьи и определенной религиозной общины. Сейчас духовное становление человека - это чаще всего его индивидуальное движение к Богу - или от Бога. Религиозная школа, приход, верующая семья могут и должны быть готовы дать ему всё в плане религиозного воспитания и образования, но для того, чтобы существовала такая возможность, воспитуемый должен хотеть, чтобы его воспитывали. А если он абсолютно не восприимчив к «этим материям»? Если его волнует совсем другое?
10. Более того, православными мыслителями (например, о. Павлом Флоренским) давно уже отмечалось, что религиозное воспитание и образование в отсутствие подготовленной для этого почвы, «взрыхленной души», может приводить к формальному, показному благочестию, скрывающему под собой безверие и цинизм. А современная жизнь - в отличие, скажем, от прошлой деревенской жизни с ее близостью к природе и трудовым жизненным циклом, природой обусловленным, оставляет много меньше возможностей для формирования естественной восприимчивости к «невидимому», к проявлениям иного мира в мире этом…
11. Всё сказанное выше приводит нас к постановке педагогической цели - воспитания проторелигиозности. Сразу оговорим: достижение этой цели осознается нами не как задача (есть цель, известны методы и средства - берись и делай), а как проблема, которую неизвестно как решать. Если мы и можем на данном этапе высказать какие-то педагогические соображения на сей счет, то они будут скорее отрицательного свойства - чего не делать.
12. Мы очень скептически относимся к попыткам прямого включения религиозного образования и воспитания в учебный процесс светских учебных заведений. Помимо того, что они противоречат нормам светского общества и вызывают законное сопротивление неверующих и инаковерующих, с ними связана и опасность обратного воспитательного действия (см. 10).
13. Проторелигиозность не имеет знаниевой природы; это, очевидно, метапредметная способность, развитие и воспитание которой могут осуществляться в процессе преподавания и на материале многих школьных предметов - прежде всего, гуманитарных: музыки, литературы, истории, но, возможно, и всех других. Это и происходило всегда, и происходит сейчас - у хороших учителей, чаще всего неосознанно. Не нужно исключать и возможность специальных метапредметных уроков проторелигиозности, но такая возможность остается проблематичной.
14. В позитивном же плане, на наш взгляд, на первый план выходят задачи исследовательские: а) работа по прояснению самого понятия - богословская, философско-методологическая, психолого-педагогическая; и б) эмпирические исследования формирования у детей проторелигиозности и факторов на нее влияющих - с самого раннего дошкольного возраста. Для этого нужны диагностические средства - опросники, тесты и т.д.; их разработка требует дальнейшего прояснения самого понятия проторелигиозности и его операционализации, разложения на ряд измеримых параметров.
15. Большой интерес могло бы составить и исследование проторелигиозности у сформировавшихся взрослых людей, верующих и неверующих - как базового, подлежащего конфессиональным убеждениям слоя у первых, и как функционального заместителя религиозности у вторых.