логосы сущих - экскурс 2: способ существования

Nov 08, 2007 16:01

Сведущие люди говорят, что природа как таковая (она же сущность-усия) как создана Творцом, так такой и остается. В частности, человеческая природа. Меняется «образ, или способ, ее существования», по-гречески τροπος υπαρξεως. Этот образ изменился при грехопадении, о чем иначе говорят как об искажении природы. Неискаженной человеческая природа входит ( Read more... )

тропосы, природа, усия, /alexandrg, /rechi_k_bogu, Максим Исповедник, /olgaw, Иисус Христос, Беневича-Шуфрина Беседа

Leave a comment

rechi_k_bogu November 9 2007, 17:58:12 UTC
> Этот образ изменился при грехопадении, о чем иначе говорят как об искажении природы. Неискаженной человеческая природа входит в Богочеловечество Христа.

А зачем вообще нужны были все эти сложности с вочеловечиванием и страданиями Христовыми? По идее ведь вроде бы можно было и проще: человек крестится в Божество, и Божество его природу (или тропос) исцеляет и его ипостась исцеляет. Вопрос такой возникает именно в связи с тезисом об отрицании того, что Христос исправил человеческую природу как таковую, вообще, в целом. Другими словами: если исправление природы (или тропоса) происходит лишь (исключительно) при индивидуальном крещении, то зачем была нужна жертва Христова.

Reply

gignomai November 9 2007, 18:15:09 UTC
Так я примерно тот же вопрос и ставил (по тем ссылкам, что у меня в начале). Мне казалось (и даже похожие соображения нашел у почтенного автора со ссылкой на Афанасия Великого), что Жертва и Воскресение Христа изменяют именно ВСЮ человеческую природу, человечество, включая как-то даже :) китайцев и папуасов. Но alexandrg возразил мне, что это не так, что вторжение Бога через Христа в историю создало ВОЗМОЖНОСТЬ через приобщение к Церкви, Телу Христову, исцелиться (так я его понял). Я потому и продолжаю разбираться в этих понятиях, что до ясности далеко.
Может, помогут наши с Вами вопросы и их обсуждение обретению этой ясности.

Reply

rechi_k_bogu November 9 2007, 18:28:19 UTC
Ну да, я и имел в виду, что вы рано с Александром согласились. Что личное участие необходимо в деле обожения - это понятно. Но видимо всё-таки Христос совершил и ещё нечто объективно значимое, объективно существенное Своей Жертвой. Нечто, не сводящееся к лишь помощи тем, кто к Нему обратится. Ведь такую избирательно-индивидуальную помощь Он мог бы, по идее, оказать им и без Своей Великой Жертвы.

Reply

gignomai November 9 2007, 18:46:16 UTC
Не могу пока ни согласиться с Вами, ни толково оспорить. Думаю.

Reply

rechi_k_bogu November 9 2007, 18:44:48 UTC
> вторжение Бога через Христа в историю создало ВОЗМОЖНОСТЬ через приобщение к Церкви, Телу Христову, исцелиться

Быть может тут различие лишь в словах. Создание указанной Александром "возможности" чем отличается от исцеления человеческой природы как таковой? Ведь. ясно дело, второе тоже имеется в виду именно как создание (в природе, в тропосе) возможности. Которую потом ещё надо реализовать, актуализировать.

Reply

gignomai November 9 2007, 19:00:14 UTC
Так вот тут-то и становится, вроде бы, важным различие между природой как таковой и тропосом. Природа человеческая какая была - у всех людей - такая и есть - и до грехопадения, и после, и после Христа. Создание возможности - это появление ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, в котором Божественная природа соединилась с человеческой, так что Он смог жить без греха и целиком со-ОБРАЗовать Свою волю с Божеской. И Он стад Путем для нас, поскольку соучастие в Церкви, как в Его Теле (в смысле природного единства, в котором как в магнитном поле изменяется направление магнитиков, все содействует исправлению тропоса) позволяет нам выправлять образ-тропос нашей жизни.
Это вот я попытался как-то выразить то "облако смысла", которое у меня на сей счет склубливается - в надежде, что более грамотные подправят.

Reply

alexandrg November 14 2007, 18:21:22 UTC
Затем, что люди крестятся не просто в Божество, но в смерть Христову:

"Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни." Рим. 6:3-4

Reply


Leave a comment

Up