Дедушка был председателем колхоза в Саратовской области. Ему и правлению кх регулярно присылали разнарядки на раскулаченных. Когда их перестали выполнять, начали присылать списки семей. Отвертеться было нельзя и дедушка говорил: Федя тебя раскулачивают. Федя продавал избу, скот и все вещи за гроши, на другой день семью сажали на подводу, разрешали взять с собой то, что уместится на ней и отправляли в Сибирь. С этими деньгами кое-кто выживал. Этих высланных называли "кулаки".
Сергей, знаю я про это - история твоего деда достаточно типична. Но ведь все это не снимает вопроса: был ли такой тип в крестьянстве, вызывавший и, возможно, заслуженно осуждение? Андрей Платонов, да и Антон Макаренко, не раскулачиватели на службе режима, а люди совестливые, а Платонов еще и гениальный писатель. Что ж оно видели глазами сталинского агитпропа?
Негодяи были везде. По рассказам деда и других крестьян, кулаками называли не негодяев, а средних или даже бедных крестьян. Нередко не имевших наемных рабочих. Это ТИПИЧНО. Почему при этом Макаренко и Платонов рисовали свои картины, вопрос другой и относится к их биографии. О крестьянстве до революции можно почитать Энгельгардта.
За отсылку к Энгельгардту спасибо, по отзывам это хороший источник. А про Платонова и Макаренко согласиться не могу. Здесь нельзя разрывать. Ты пишешь "кулаками называли..." - кто называл? Меня не интересуют в данном случае липовые, под разверстку, называния. А вот тем, как видел нравственно зоркий взгляд Платонова, пренебречь не могу.
Большое спасибо. Прочитал, но перечту позже внимательней. Правда, сразу скажу, что к ненависти у меня не то отношение, что у тех, кто там обсуждает. Не то, чтобы приятие, но понимающее, и я думаю, что ненависть иногда видит важное и нужное, что, подавив ее, не стоит забывать.
Reply
Reply
О крестьянстве до революции можно почитать Энгельгардта.
Reply
А про Платонова и Макаренко согласиться не могу. Здесь нельзя разрывать. Ты пишешь "кулаками называли..." - кто называл? Меня не интересуют в данном случае липовые, под разверстку, называния. А вот тем, как видел нравственно зоркий взгляд Платонова, пренебречь не могу.
Reply
wyradhe.livejournal. com/221351.html#comments
убрать пробел перед сом
Reply
Правда, сразу скажу, что к ненависти у меня не то отношение, что у тех, кто там обсуждает. Не то, чтобы приятие, но понимающее, и я думаю, что ненависть иногда видит важное и нужное, что, подавив ее, не стоит забывать.
Reply
Leave a comment