«Эвдемову этику» дочитал. Начинаю разбираться с нею с последовательно, от начала к концу. Конец - привлекательный: калокагатия, добродетель добродетелей, образ совершенства. Это - в последней, восьмой, книге. Книги с третьей по седьмую посвящены, насколько помню, каждая какой-нибудь частной добродетели. А первые две методу и базовым понятиям - счастью (eudaimonia) и добродетели (arete). Счастью - потому что оно есть «нечто самое прекрасное (kalliston) и наилучшее (ariston), и оно же - самое приятное (hediston)» - по определению, ибо, как сказано в другой этике, Никомаховой, это есть состояние "наипрекраснейшее из возможных" (1099а23).
Со счастья вместе с ним и начнем: «отложим до удобного времени разговор об умозрительных вопросах, в первую же очередь рассмотрим, в чем состоит счастливая жизнь и как ее стяжать: [для удобства разбора вставляю номера вариантов] (1) от природы ли счастливы те, кого принято так называть, подобно тому как люди от природы велики, малы и разного цвета кожи, или (2) они счастливы от обучения (mathesis), словно есть некая наука счастья (episteme eudaimonias), или (3) от какого-то упражнения (askesis), ведь многое в людях не от природы и обучения, а от навыка (ethisteon): дурное от дурного, хорошее от хорошего. Или вовсе не в силу этих вещей, а в силу двух других: то ли они (4) вроде тех, кто, словно во власти нимф или бога, как бы охвачены вдохновением по наитию какого-то демона, то ли (5) счастливы по случайной удаче: говорят же, в самом деле, многие, что счастье и удачливость - одно и то же».
Не вижу, что можно поправить в этом перечне или к нему добавить. Возможны индивидуальные предпочтения, обоснованные, какого-нибудь из вариантов или комбинации. Это узнать было бы интересно.
«Впрочем, совершенно очевидно, что в силу ли всех этих причин, или только некоторых, или одной какой-то счастье [думаю, он здесь имеет в виду стремление к счастью] присуще людям, ибо к этим первоначалам восходят почти все виды становления…».