СИРОТЫ 76: дети - это кто?

Apr 23, 2013 00:01

Перепечатываю здесь размещенное в "Детском доме" bayukov, продолжающим копать тему семейного неблагополучия:

Дети - это кто?

Вопрос о правах детей я бы начал с определения, а что вообще означает слово «ребенок». Я думаю, что это не столько состояние, сколько процесс - превращения младенца во взрослого человека.
Этот процесс зависит очень сильно от внешних обстоятельств. В определенных условиях и взрослые остаются очень инфантильными (как какая-то девушка написала в твиттере: «я всегда хотела найти мужчину, с которым чувствовала бы себя, как маленькая девочка, пока не поняла, что мужчины сами, как маленькие девочки»), а в каких-то процесс идет очень быстро - например, в войну многие 13-14-летние работали на заводах и одновременно заботились о совсем маленьких братьях и сестрах.

Здесь я бы выделил четыре явных этапа:

1. Младенец (0-1)
2. Ребенок (2-12)
3. Подросток (13-15)
4. Юноша/почти взрослый (16-18)

(«Юноша» - не очень хороший термин, потому что про юную девушку так не скажешь.)

Когда я работал тренером, дети в наш клуб приходили заниматься только лет в 9-10, но в этом возрасте они еще ярко выраженные дети - «белые и пушистые», послушные и т.п.

Все меняется в 12-13 лет. Они уже хотят (и жизнь от них этого требует) принимать решения, а умения это делать у них еще нет - отсюда и внутренние конфликты и конфликты с окружающими и в первую очередь с родителями. И вот этот возраст 13-14 лет - у мальчиков самый трудный. Как ребенку ему так просто не прикажешь, а мозгов еще не хватает - в 15-16 с ними уже гораздо проще договориться, так как они уже начинают очень многое понимать.

Сейчас развитие детей ускорилось и те проблемы, которые раньше ассоциировались с юношами (например, известное высказывание, чем мальчик отличается от юноши: «первый с ужасом думает, неужели я не такой как все, а юноша с ужасом думает, неужели я такой как все») уже часто относятся к подросткам.

В любом случае, я бы при разработке школьных программ в первую очередь учитывал, что можно сделать для этой адаптации - как облегчить переход мальчика в юношу через вот этот самый сложный подростковый период (девочки к нам в клуб не ходили, поэтому мне сложнее сказать, как там разбито по возрастам, но думаю, это тоже специалистам хорошо известно).
В любом случае было грустно смотреть, как такие милые и приятные 10-летние детишки за три-четыре года превращаются в нечто совсем иное…

Соответственно развитию меняются и права. У ребенка права, разумеется, самые минимальные, у подростка они начинают постепенно возрастать и у почти взрослого, разумеется, достаточно близки к правам взрослых. Какие права у человека, который где-то работает? Самые разные - для этого пишут КЗОТ и другие подобные документы. Конечно, где-то есть резкие ограничения - например, до 18 лет нельзя получить автомобильные права, нельзя голосовать и т.п. Так такие права не всем взрослым тоже дают и, самое главное, юноша уже твердо знает, что эти права он вот-вот получит и часто уже заранее по своему решению учится, например, водить машину (тем или иным способом).

О правах и возможности принимать решения надо, разумеется, говорить подробно, но, пожалуй, самые важные решения человек принимает еще до совершеннолетия - например, кем он станет в жизни.

детство, право, дети

Previous post Next post
Up