остановиться и оглядеться. терминологический экскурс 1

Oct 23, 2007 14:32

Вот три слова: отвязанность, юродство, стёб. Первое и последнее - явно слэнговые, среднее взято из церковного лексикона (Христа ради юродивые) и восходит к апостолу Павлу. То, что сейчас они могут и вполне осмысленно (хотя и со смысловыми сдвигами) употребляться в одном контексте - примета времени. Трудно сказать (мне трудно), хорошо это или плохо ( Read more... )

Хармс, /chervyachek, /otgovorki, /kosilova, /ivanov_petrov, стёб, слова, юродство, Введенский

Leave a comment

otgovorki October 26 2007, 16:35:31 UTC
Юродивый - за счет показа недОлжного, нелепого, восстанавливает Должное, Лепое в глазах смотрящего на юродство.
Стёбщик, приколист - размывает и смазывает "ценное - условное", "святое - повседневное", "смысл - несмысленность", "мышление - глупость" - можно всё делать со всем и вставать надо всем. И не только можно, но это и круто, т.к. отминусованное от ценного, святого, мудрого, присваивается себе, который сумел это все опрокинуть. Слава Герострата.

Reply

otgovorki October 26 2007, 16:39:40 UTC
Общее - все перечисленные "работают" с сознанием, в одном случае восстанавливая его иерархичность, в другом - смазывая и схлопывая ступени и мерности - т.е разрушая, осуществляя диверсию.

Reply

gignomai October 26 2007, 16:55:18 UTC
Точно. Но в моем понимании диверсия - это инструментальная характеристика, а не ценностная. Т.е. диверсия иногда оправдана. Особенно, против себя самого.

Reply

otgovorki October 26 2007, 16:59:47 UTC
Да, про инструментальность диверсии согласна, не додумала.

Reply

gignomai October 26 2007, 16:52:21 UTC
Мне все-таки думается, что с юродством Вы немного упростили. Что значит показывает недолжное? Источное, церковное юродство имело, по-моему, два смысла. Смирение самого юродивого и указание на суетность, неподлинность мирских иерархий и ценностей. Вот это очень важный момент: подмена и ее разоблачение. Именно поэтому внешне стёб и юродство могут смешиваться - как попирающие то, что окружающие воспринимают как иерархию. Но по интенции, Вы правы, они противоположны: юрод попирает ложную иерархию ради подлинной, а стебщик - всякую.

Reply

otgovorki October 26 2007, 17:06:00 UTC
А можно уточнить, в каких ситуациях, по-Вашему сегодня человек сталкивается с необходимостью различать юродство во Христе от стёба?

Про первый смысл юродства - согласна, упростила я нарочно, чтобы была отчетлива противоположность.

Reply

gignomai October 26 2007, 17:19:18 UTC
Ну, с юродством во Христе, настоящим, я не встречался в жизни, разве что с элементами юродства. И там сама ситуация от стеба отмежевывает. Но ведь я больше имел в виду светские формы юродства, которые могу быть далеки от прямого и осознанного исповедания Христа, но иметь сходство с юродством во Христе - по душевному строю что ли... Вот Ван-Гог, по-моему, юродивый в этом смысле. У нас - Хлебников и Введенский. И, смотрите, рядом с ними, как двойники, стебщики: футуристическое окружение Хлебникова и, по-моему, рядом с Введенским в большой мере Хармс. Я даже большее предположу: такое светское юродство, может быть, потому что оно "отвязано" не только от "мира сего", но и от Церкви, склонно перерождаться в стёб.
Но это все догадки смутные, я их в таком состоянии выношу, надеясь на "коллективное мыслестрадание".

Reply

otgovorki October 26 2007, 17:31:46 UTC
"Светские формы юродства" - звучит очень двусмысленно...
Либо надо признать, что есть действия и ситуации, которые в глазах смотрящиего и в рефлексии происходящего (рефлексии теми, кто возьмется ее осуществить), могут быть по способу воздействия на это воспринимающее сознание быть аналогичными юродству во Христе, не будучи этим по действию действующего.
Либо надо признать и провести границу, между Юродством во Христе и прочими видами юродства как уродства, искажения и и прочего нелепого поведения и непотребства.

Reply

otgovorki October 26 2007, 17:32:34 UTC
ой, то что зачеркнуто должно было быть выделено курсивом или подчеркнуто, напутала

Reply

gignomai October 26 2007, 17:44:45 UTC
Вопрос очень важный. Я уже ухожу от компьютера. Поэтому отвечать буду завтра. Это и хорошо - подумаю.
Пока ограничусь вопросом: для Вас кто Введенский (помню, что Вы его любите, как и я), юродивый во Христе? Или к юродству он не имеет отношения?
А учителя дзэна?

Reply

otgovorki October 29 2007, 12:56:55 UTC
Прошу прощения, что пропала.

Я не понимаю, откуда берется задача поместить Введенского или в юродивый или вне, тем паче - про учителей дзен.
Если мы, упрощая ситуацию, берем как рабочую схему юродства слом ложной иерархии ради истинной, то с оговорками огрублением оптики можно под эту схему подвести учителя дзен, отрывающего голову котенку или исподволь бьющего нерадивого ученика палкой:) можем, но зачем?
При всем моем уважении к Введенскому по отношению к нему я такой задачи не принимаю.
Если все-таки требуется высказать свое суждение о том, что он делал, то мне кажется (именно кажется, я писала, что мне ближе и интереснее из чинарей Яков Друскин)он строил свою вертикаль из того места и тех обстоятельств, в которых стоял. Переоткрывал Бога для себя в первую очередь, не желая опираться на предыдущие толкования и т.п., рубил "свою колею". Это если по интенции его действия. А если по тому, как это воспринималось и сейчас может прочитываться - ну да, хотите называть его юродивым, вроде и можно...

Reply

gignomai October 27 2007, 08:47:25 UTC
* "Светские формы юродства" - звучит очень двусмысленно ( ... )

Reply

otgovorki October 29 2007, 13:10:26 UTC
Я понимаю, что Ваша основная интенция, с одной стороны, оправдание богоискательства вне церкви, а с другой, оправдание художественного творчества, следуя мысли ЕЛШ, как тоже пути служения, приравниваемом к пути святости.
Так?
Будучи внутри церковной ограды, действует второе либо, а обнаруживая себя не внутри (а именно и я - себя), возникает жанр "есть ли жизнь за церковной оградой?" поскольку все равно Дух в чем хочем в том и открывается, не брошены же мы тут совсем...
отсюда и задача, не путать разные окольные пути, котрыми все же дух ведет, с болотными огнями.
Это я все пытаюсь восстановить что за задача и откуда.

Reply

gignomai October 29 2007, 13:42:45 UTC
Нет двух истин и двух иерархий - внутри и вне. Вне (и с точки зрения внутри) то же, хотя и в замутненном виде. Но замутнение (можно по аналогии вспомнить "здесь как сквозь тусклое стекло" - ап. Павел) не есть извращение, как в Вашем втором "либо", извращение - это изменение направленности.
Если Вы спрашиваете, где я, то за оградой, хотя и захожу (в более строгие времена и не пустили бы) внутрь. Да - окольные пути, но и мы под Богом ходим и не без присмотра, но должны и сами беречься. Про болотные огни - это Вы верно.
И эту местность нужно картографировать.

Reply


Leave a comment

Up