Вчера делал "доклад" на семинаре в РББИ о "проторелигиозности". Кавычки у доклада, поскольку жанр был совсем другой: я, по своему обыкновению, набросал кучу вопросов, несколько их систематизировав, и попросил собравшихся их обсудить. Тема заинтересовала, обсуждение было живым, мне без сомнения пошло на пользу, каковую я измеряю тем, что вопросы уточняются, отчасти отпадают, становится яснее, что делать, а в еще большей мере, чего не делать дальше. Спасибо Вам, дорогие собеседницы (аудитория была почти исключительно женской) и, пользуясь специально выделенным для этого днем, желаю Вам всего наилучшего!
Но немножечко о том, что осталось по медленности моего думанья недообсужденным. Все без исключения мои собеседницы настаивали на том, что проторелигиозность врождена человеку и лишь проявляется и оформляется позднее, в том числе и через воспитание. В обоснование припоминалось платоновское припоминание, старческая мудрость на лице новорожденных, истории о том, как дети самостоятельно, в отсутствии взрослых, испытывали потребность в том, "что больше их"... То, что мы "по образу и подобию", в конце концов!
Очень интересную мысль высказала Светлана Панич (
ermsworth) в ответ на мой
пример, почерпнутый из сиротского материала, что подкидыши в Домах ребенка не научаются привязанности, даже потребности в ней могут не испытывать: она у них есть при рождении, но повреждается обидой на взрослых.
Сам термин "проторелигиозность" был как раз и признан очень удачным, поскольку понятно, что не может быть врожденным вероучение и иные проявления религиозности, а вот "прото", понятое как "обнаженность" от всего логосного, культурного - это то самое, что надо.
Интересно. Но что же все-таки можно помыслить как врожденное? Из ближайшего назывался музыкальный слух, но, кажется, имелось в виду нечто бОльшее, чем способность слухового аппарата различать высоту звука, что-то лучше передаваемое словом "музыкальность". Ну и ее аналоги в других модальностях и вне модальностей - восприятие качества, иерархии, другого, тайны (здесь, конечно, была вспомянута тяга детей к тайне)...
Ну что сказать? Остается неясной вот эта грань между врожденной пригодностью к усвоению и усвояемым, между (возьму аналогию) устройством нашей гортани и речевой способностью...