Я
уже писал, что этом ноябре наш Институт впервые проводит занятия с управленцами на Факультете государственного управления в МГУ. Аудитория - работники региональной власти, чиновники, причем не высшего, но довольно высокого уровня (начальники отделов, «главные специалисты» и т.п.). Видимо, то, что называют кадровым резервом, т.е. люди с перспективой карьерного роста. Сквозная тема занятий - «Образовательная политика как средство развития региона». Несколько групп, с каждой по несколько дней. Лекции чередуются с практикумами.
Мои впечатления относятся только к одному дню, отданному нашему отделу - отделу «антропологии образования». До этого были установочные лекции Ю.В.Громыко о стратегии развития образования и много чего еще. А наш день состоял из трех частей.
Сначала - лекция зав. отделом Ольги Игоревны Глазуновой. Если совсем коротко, то сказано было следующее. Образование сейчас стало предметом острой политической борьбы. Есть группа нынешних реформаторов со «штабом» в Высшей школе экономики Ярослава Кузьминова; ее ставленниками и проводниками ее идей являются оба последних министра образования. Отсюда исходят все последние нововведения: тотальное введение ЕГЭ как единственного мерила образованности, слияние и укрупнение школ в городах (а на селе это их ликвидация), планы закрытия вузов и ликвидация начального профтехобразования. Определяющий принцип этого направления реформ - финансовая экономия, ожидаемый результат - разрушение общедоступного государственного образования и замена его системой платных услуг, закрепляющей уже сложившееся социальное неравенство.
Все это в полной мере испытывают на себе регионы.
И убеждать в этом аудиторию не пришлось. Эти молодые люди, как и все, кто так или иначе причастен к образованию и в состоянии иметь собственную позицию, относятся к новшествам и ко всей этой тенденции с отвращением. Проблема взаимопонимания и результативности встречи оказалась в другом: они не видят возможностей противостоять этому. Типичная ситуация: чиновники вынуждены подчиняться приказу - не на митинги же им выходить.
Глазунова в ответ (это был самый вдохновенный кусок лекции) объясняла им, что возможность действовать всегда есть, что нечего идти на заклание с намыленной веревкой, что в пределах своих прав и возможностей они могут многое поддержать и многого не допустить. Не выходя на митинги.
Вот кусочек из аудиозаписи:
По-видимому, настроение было переломлено, потому что на практикуме по критериям оценки образовательного учреждения не все, конечно, но многие включились в обсуждение активно. Валерий Марсович Имайкин сначала познакомил их с тем, по каким показателям оценивают или предлагают оценивать те, что наверху, а потом они предлагали свои. К концу доска, на которую записывались предложения, была заполнена.
Последним шел уже конкретный рассказ (Эльвиры Сергеевны Акоповой) о том, что может предложить заинтересованному региону наш Институт - технологии развития способностей и их диагностики, формы организации работы в школе и с молодежью вне школы - все, чем Институт занимается больше 20 лет.
Посмотрите фотки:
Этот парень, кажется, из Северной Осетии. На практикуме Имайкина предлагает свои критерии оценки работы образовательного учреждения:
А эта девушка вроде бы с Алтая:
Слушают, спорят:
Э.С.Акопова объясняет: