Понимание и толкование Писания, согласно хасидскому учителю р. Нахману есть "возвращение к истоку":
Квинтэссенция возвращения зависит от Торы. Смотри, все священное состоит из трех вещей: оплодотворения, сосания и мохина [евр. сознание, мысль]. Покуда нечто пребывает в потенции, его называют оплодотворением, рождением и сосанием. Когда же оно актуализируется, чтобы произвести необходимый акт, его называют "мохин". И когда некто изучает Тору, тоже необходимы три вещи. Когда он, приступая к изучению, сосредотачивает свои мысль и сердце на Торе, это называется оплодотворением, поскольку он укрывает себя в Торе, как зародыш во чреве матери. Когда же, продолжая изучение, он стремится понять текст Торы, это называется рождением и сосанием... А когда он понимает одно из другого, и стремится увидеть в понятом новое, это называется мохин. ... Таким образом, понимание одного из другого называется мохин, иначе Хохма [мудрость], и когда он изучает таким образом, это называется возвращением. Он возвращает буквы и комбинации букв, которые составляет, из всех миров к их источнику, на их подлинное место, и тогда он становится новой тварью.
М.Идель, из все той же книги которого "Поглощающие совершенства" взята эта цитата, пишет, что для "возвращения" р.Нахман использует слово "тешува", означающее еще и покаяние.
"Как же происходит возвращение? - поясняет далее Идель. - Сначала некто начинает изучать текст, по существу не понимая его. Это действие равносильно погружению внутрь текста, подобно эмбриону. Без сомнения, эта стадия связвна с платонической теорией анамнесиса, усвоенной еврейскими источниками в позднюю античность. В еврейском варианте теории эмбрион изучает Тору и забывает ее при рождении. Согласно приведенному отрывку Тора играет роль матери, во чреве которой эмбрион начинает свою жизнь. Чтобы описать погружение, хасидский автор использует глагол хиталлем, который здесь переведен как "укрывается". Я предполагаю, что это сокрытие имеет двоякий смысл: оно указывает на тот факт, что эмбрион невидим снаружи и тем самым на исчезновение смысла изучаемого текста.
Появление ребенка - метафора для изучения текста, связанного с его пониманием. На этой стадии младенец сосет Тору [как грудь, высасывая смысл]. Третий способ взаимодействия с текстом рассматривается ка более продвинутый, но и более загадочный. ... Изучающий должен извлечь выводы из результатов второй стадии. Я полагаю, что этот род изучения связан с эзотерическим пониманием Торы. Во всяком случае, процесс изучения описывается как духовное обновление, поскольку изучающий становится новой тварью".
Странно, но в этом есть что-то общее с тем, как Мартин Хайдеггер описывает взаимоотношения учащегося мыслить с требующим мышления, das Bedenklichste.